Крыша
Телеспектакль

Крыша

Московский театр-студия под руководством О. Табакова

Год выхода:
1990
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
98 мин.
В ролях:
Алексей Селивёрстов, Сергей Шкаликов, Галина Чурилова, Марина Зудина, Алексей Серебряков, Надежда Тимохина, Александр Мохов, Сергей Газаров
Режиссёры:
Олег Табаков, Сергей Газаров

Фрагмент из книги О. Табакова «Моя настоящая жизнь» (2012 г.):

«Спектакль «Крыша» рассказывал о современном потерянном поколении, о людях, у которых отняли ориентир жизни.

На дворе стоял восемьдесят пятый год – время, когда все рушилось, когда происходило наиболее активное рассыпание коммуно-социалистического монолита, появлялось допустимое инакомыслие. Уже умерли Брежнев, Черненко, Андропов. Второй год находился у власти Горбачев как могильщик режима. Менталитет общества явно изменился.

Легкий, веселый человек – Саша Галин – дал нам свою пьесу «Крыша». Ребята из «Крыши» получились чувствующими полноценно, с температурой тела 36,6, но без намека на какую бы то ни было лирику: никаких тебе «Человек – это звучит гордо», или «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так...», или «Не жалеть человека, и не унижать его жалостью...» – все это оказалось фигней в глазах молодых людей и было ими отринуто. Герой пьесы – студент, про которого известно, что он работает могильщиком на кладбище. По сути дела, первый андерграундовский герой (его играл Леша Селиверстов). И как противовес герою с его психологией потерянного поколения, с его попыткой встать над жизненной схваткой, с попыткой самоубийства – простая русская женщина, самой природой наделенная способностью собирать мужика по кусочкам. История любви в мире, который принадлежит этим людям. <...>

Я возвратился к своим настоящим пристрастиям – к Булгакову, Галину, Володину, чуть позже – к Галичу. Образно говоря, я стал рожать младенцев, которые во мне довольно долго вызревали. Все то, что было до сих пор нельзя, я так или иначе начал выпускать в жизнь.

С курса выпуска 1986 года в театре на Чаплыгина осталось, пожалуй, наибольшее количество моих выпускников – Дуся Германова, Марина Зудина, Надя Тимохина, Сергей Беляев, Саша Мохов, покойный Сережа Шкаликов, который лучшие свои театральные работы сделал в нашем маленьком театре – и в «Крыше», и в «Дыре», и в «Полоумном Журдене». Внятный, яркий, талантливый характерный актер.

Летом 86-го выпускники моего курса были приглашены на гастроли в Венгрию, где прошли их поистине «победные гастроли».

Александр Галин о своей пьесе:

«Я вспомнил о своей забытой юношеской пьесе, потому что недавно мне рассказали, как один могильщик, окончивший философский факультет, давно, лет десять назад, упал не то с балкона, не то с крыши. Это был человек, с которого я писал своего Виктора Гадая. В жизни вышло так, как я представил себе на бумаге. Но я ведь писал о нем, еще не зная, что с ним произойдет! Кто же подсказал мне этот сюжет, кто заставил написать о том, как Могильщика потянула земля? Я видел его несколько раз, и неужели этого было достаточно, чтобы предвосхитить его судьбу? У других героев пьесы нет и не было прямых прообразов. Но я знаю таких людей, как Иван Чмутин. Немногословные трудяги, они все-таки поддерживают тепло, как сказал бы Йорик, в «очаге жизни». Их много... Большинство. Сейчас им около сорока... Уже немало лет прошло с тех пор, и разве можно эти годы просто вычеркнуть и быстренько забыть? Нельзя начать жизнь заново? Ничто не проходит бесследно! Выдумал я тогда и остальных. Но чудо! Я вдруг увидел Савка и Свету в пролете крупного столичного универмага. Видно было, что жизнь их сложилась удачно. Света натягивала сапоги. Рядом с ее мужем стоял темный восточный красавец, тайно продававший обувь, и беспокойно косил по сторонам. Голенища были узки для располневших Светиных ног. Савок, уже с трудом дышащий, с красным болезненным лицом, поддерживал ее, а она закусывала губу и поднимала голубые глаза, в которых была боль и обида. Да, это были они. И уже совсем недавно я встретил пару, похожую на Йорика и Инну. Они ехали в последнем поезде метро. Оба спали, держа на коленях пакеты с едой. Йорику было лет за сорок, а Инезилье, с подведенными ресницами и накрашенными губами, можно было дать тридцать. Йорик поддерживал Инезилью... Когда они взошли на ступени эскалатора и медленно поплыли ввысь совсем одни... Боже мой! Неужели это они стояли, тесно прижавшись друг к другу, и отлетали под углом?»

В подборках

Королева «Табакерки»
Подборка театральных спектаклей с участием Марины Зудиной.
Марина Зудина
Вспоминаем любимую актрису.
Настоящая жизнь Олега Табакова
«Он никогда не мечтал играть Гамлета, всегда – Полония». ( А. Смелянский)

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин