Рудольфио
Телеспектакль

Рудольфио

Год выхода:
1991
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Комедия
Длительность:
75 мин.
В ролях:
Ирина Климова, Дмитрий Брусникин, Людмила Артемьева, Нелли Пшенная
Режиссёры:
Василий Давидчук, Татьяна Преснякова

Фильм-спектакль «Рудольфио» снят по одноименному произведению Валентина Распутина 1967 года, в котором рассказывается о первой любви юной, шестнадцатилетней девушки Ио к взрослому и женатому мужчине по имени Рудольф. Каждый день они едут в одном трамвае: она торопится в школу, он – на работу. Однажды они случайно познакомились. Мечтательная девушка создает из их имен одно общее имя «Рудольфио». Рудольф очень чуткий и интеллигентный человек, он понимает, что происходит в душе Ио, но не может ответить на ее чувство. Он намного старше, его юность уже прошла, а у девочки все еще впереди.

Рассказ очень понравился «киношникам», и по его мотивам было снято четыре фильма. Однако постановщики не учли того факта, что девица по имени Ио не реальный человек...

В 1969 году вышло целых два фильма по этому рассказу. Дипломная короткометражка Динары Асановой – чистая и светлая, в которой советская девочка влюбилась в мужчину просто от избытка восторга и наивности. Рудольфио в ней сыграл Юрий Визбор. В том же году вышла еще одна студенческая короткометражка вгиковца Валентина Куклева.

В 1991 году Татьяна Преснякова поставила телеспектакль, который пользовался большим успехом у зрителей начала 90-х годов, а в красавца Дмитрия Брусникина, щеголявшего в картине в модной дубленке, и правда сотнями влюблялись романтичные школьницы. Сценарий отличался от рассказа Распутина, в том числе и тем, что жене главного героя Клаве (ее сыграла Людмила Артемьева) дали слово и обозначили ее чувства.
Это единственный фильм, в котором драматический финал рассказа был перенесен на экран. Еще одна лента вышла в 2006 году – ученическая работа студентки ВГИКа Ольги Лобановой, которая не только сняла фильм-ностальгию, но и сделала героиню пятиклассницей, что совершенно убрало сексуальный подтекст произведения.

Из диссертации Анастасии Игнатьевой «Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина» (2008 г.):

<...> «Анализ некоторых ранних рассказов и произведений, следующих после «Последнего срока», свидетельствует о том, что В. Распутин постепенно приближался к постижению женского начала во всех его ипостасях. Его интересовала роль женщины в душевном мире мужчины. Однако писатель никогда не ограничивал женщину семейными рамками, он пытался осмыслить ее «величественную» службу в мире: ее нравственные и физические возможности в сохранении духовных начал в человеке и в обществе. Женский персонаж с завершенной жизненной линией решить такие задачи не мог. Поэтому В. Распутин искал возможности реализации своих нравственно-философских представлений в судьбе молодой героини, активной, действенно участвующей в жизненном процессе, которая смогла бы эмоционально реагировать на красоту мира и его беды, жить на пределе своих чувств.

Первые приметы «нового» содержания женского характера, на наш взгляд, обнаруживаются в раннем рассказе «Рудольфио». В нем В. Распутин словно «нащупывает» пути к созданию образа женщины, реализующей свой потенциал не в материнстве, а в любви. Для художника принципиально важно показать женское природное беспокойство о сохранении в человеке душевного трепета и отзывчивости на чувства близкого, на красоту и гармонию мира. Этот мотив извечной женской тревоги о душе вновь и вновь будет входить в структуру публицистических и художественных произведений писателя». <...>

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин