Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Спящая красавица

Государственный академический Большой театр | 1963 | СССР | Мелодрама | 117 мин.
Режисcёр: Юрий Григорович
Композитор: Петр Чайковский
В ролях: Нина Сорокина
3582
Из статьи Ариэля Городецкого «Патриарх русского балета: 5 знаменитых постановок Мариуса Петипа» в газете «Вечерняя Москва» (2014 г.):
«Сценарий «Спящей красавицы» был написан Петипа в соавторстве с директором императорских театров И. Всеволожским. Последний был страстным поклонником творчества П. Чайковского. В мае 1888 года он писал ему: «Я задумал написать либретто по сказке Перро… Тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. и пр. Если мысль Вам по нутру, отчего не взяться Вам за сочинение музыки? В последнем действии нужна кадриль всех сказок Перро – тут должны быть и кот в сапогах, и мальчик с пальчик, и Золушка, и Синяя борода и пр.». Получив сценарий во второй половине августа, Чайковский, по его словам, был очарован и восхищен. «Это мне вполне подходит, и я не желаю ничего лучшего, как написать к этому музыку», – отвечал он Всеволожскому. В результате сотрудничества двух великих мастеров – П. Чайковского и М. Петипа – возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета. «Спящая красавица» стала подлинной музыкально-хореографической симфонией, в которой музыка и танец слиты воедино. <...> «Спящая красавица» – одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века...» Премьера «Спящей красавицы» состоялась в петербургском Мариинском театре 3 января 1890 года. На протяжении XX века балет не раз ставился на многих сценах, причем в основе спектакля всегда была хореография Петипа, ставшая классической».

Из книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича» (2006 г.):
«Спящая красавица» Григоровича – спектакль полемичный. Хореограф вступал в спор с теми балетмейстерами, которые недооценивали выразительную силу классического танца, его некую эстетическую самоцельность, принципы музыкальной хореографической драматургии. <...>

Композитор написал балет-сказку, балет-феерию. И Григорович, в сущности, был прав, отказываясь видеть в музыке Чайковского и постановке Петипа драматические конфликты и реальные характеры. Но и к элементам сказочности, феерии он отнесся иронически. Философское содержание, многообразие чувств, эмоций, настроений музыки и хореографии поданы в блестящих, но холодных иронических формулах. Живое развитие действия подменено отвлеченной созерцательностью. Полнокровный мир сказки предстал как мир кукольный и статичный. Таковы закованные в пышные одеяния придворные дамы, старательно подчеркивающие каждый шаг на пальцах, таковы галантные кавалеры в завитых париках. Стилизованные реверансы и поклоны, которым бесконечно обмениваются персонажи, статично-живописные мизансцены, старинные люстры со свечами, как бы вписанные в полупрозрачный тюлевый задник, – действие как бы разворачивается в дворцовом зале, уединенном в своем изяществе и утонченности.

Этот театральный мир изыскан, но не лишен некоторой жеманности. Григорович поставил балет блистательно, но схематично».

Из статьи Татьяны Кузнецовой «Балерина потерянного времени» в газете «Коммерсант» (2011 г.):
«Когда говорят о 1960-х – золотом веке Большого театра, ее имя всегда называют третьим. Вот так: Максимова, Бессмертнова, Сорокина. Однако балерины эти такие разные, что очередность тут неуместна – каждая лидировала в своем амплуа, и в тех ролях, для которых Нина Сорокина была предназначена природой, равных ей не было. Но ее личный репертуар оказался крошечным: две-три роли, вошедшие в историю.

Нина Сорокина была идеальной социальной героиней оттепельного времени и прямой наследницей балетных комсомолок 1930-х, с ликующей легкостью бьющих технические рекорды. В эпоху застоя эти качества оказались невостребованными. Вот и получилось, что главные события творческой жизни Сорокиной случились в первые восемь лет ее работы в Большом. Как раз на переломе эстетических эпох, когда магистральная дорога советского балета еще не была утверждена свыше и молодые хореографы вдохновенно искали новые пути.

Невысокая, невесомая, отважная, с отличными данными Сорокина была создана для экспериментов. В 1964-м начинающие балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василёв выбрали 21-летнюю артистку героиней своих малолюдных «Геологов». <...>

Год спустя те же балетмейстеры впервые в СССР поставили «Весну священную» Стравинского, подарив Нине Сорокиной роль жертвы-Избранницы: угловатая, по-птичьи легкая, беззащитная и решительная, она сумела станцевать и первобытную любовь, и обреченность, и героизм противостояния личности толпе.

Ничего столь же значимого для Сорокиной больше не ставили. Безотказную балерину занимали в новых балетах – тех, которые другие примы гнушались танцевать. Везде, кроме международных конкурсов, на которых она неизменно брала золото, ее ставили второй, а то и третьей: она была третьей Фригией, третьей Анастасией. Танцевала и классику – крепко и радостно (особенно Китри), превосходно по технике: ее педагогом была Марина Семенова. Но кто вспомнит ее в классических партиях, если то же самое и в то же самое время танцевали Максимова и Плисецкая? За всю карьеру у Сорокиной набралось едва ли полтора десятка ролей – такова была оборотная сторона золотого века за железным занавесом».

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Вили Цанков
  • 1983
  • 99 мин
  • Мелодрама
  • Владимир Андреев
  • 1982
  • 163 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

  • Мелодрама
  • Антонина Зиновьева
  • 1988
  • 88 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть