Оптимистическая трагедия
Драма

Оптимистическая трагедия

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Год выхода:
1977
Страна производитель:
СССР
Длительность:
139 мин.
Жанр:
Драма
В ролях:
Михаил Царёв
,
Виктор Коршунов
,
Владимир Кенигсон
,
Виталий Коняев
,
Геннадий Сергеев
,
Николай Рыжов
,
Дмитрий Павлов
,
Валентин Ткаченко
,
Никита Подгорный
,
Аркадий Смирнов
,
Борис Горбатов
,
Константин Мякишев
,
Галина Скоробогатова
,
Роман Филиппов
, Руфина Нифонтова
Режиссёры:
Виталий Иванов
,
Леонид Варпаховский

Спектакль поставлен в 1977 году по одноименной пьесе Всеволода Вишневского.

Фрагмент книги Леонида Варпаховского «Наблюдения. Анализ. Опыт». ВТО, 1978 год

<…> Всеволод Вишневский написал «Оптимистическую трагедию» в 1932 году. <…>

<…> Путь Вишневского к «Оптимистической трагедии» был сложным и длинным. Это была его пятая пьеса. <…> Еще в 1933 году, в связи с постановкой Камерного театра, «Правда» писала: «Хотя пьеса и повествует об истории, пусть и недавней, но это насквозь злободневная пьеса. Она в такой же мере устремлена в прошедшее, как и в грядущее… «Оптимистическая трагедия» — новый тип и пьесы, и спектакля. Он насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства». <…>

Первый вариант «Оптимистической трагедии» был написан за несколько дней, хотя тема пьесы созревала много лет. В дневниках и письмах писателя мы находим следующие признания: «…Тема для меня очень близка. Литературное осуществление этой темы было начато примерно в 19-м году. Постепенно, шаг за шагом, материал откладывался… Уже появляется первая тема — «Маленькая женщина», беседы, инструктивность, тема суда, тема боя, тема ревности, тема начала… Написал ее затем по черновикам — в 3 дня — 3 акта». <…>

Вишневский начал с разработки столкновения двух главных противоборствующих сил, двух комиссаров — от партии большевиков и от партии анархистов и их борьбы за матросскую массу. В основе замысла лежали подлинные герои, нарисованные с натуры, и столкновения между ними, имевшие место в жизни. Это были не портреты отдельных лиц; образы пьесы были собирательными, но основывались они на множестве конкретных лиц, взятых писателем прямо из жизни. Выступая на обсуждении «Оптимистической трагедии» в Камерном театре, Вишневский говорил: «Наблюдения за старыми бойцами, беседы с ними, проверка тонуса старых партизан — все эти восприятия начинают преобразовываться в плане художественном. Слышишь голоса своих героев, слышишь разговоры, слышишь чей-то сифилитический хрип. Это люди, которые погибли в портах. Это люди Одессы, Александрии, Марселя. И вот среди этого плана контрастом видишь Евгению Бош, Островскую, Ларису Рейснер, Землячку времен семнадцатого-восемнадцатого года». <…>

В результате была создана пьеса, признанная одним из лучших произведений советской драматургии. <…>

Настоящее широкое признание пьеса Вишневского получила в постановке Камерного театра, премьера в котором состоялась через девять месяцев после киевской постановки (в 1934 году. — Прим. ред.). Знаменитый спектакль был создан А. Я. Таировым в оформлении В. Ф. Рындина, с музыкой Л. К. Книппера. Главные роли играли: Комиссара — А. Г. Коонен, Вожака — С. С. Ценин, Алексея — М. И. Жаров. Это была вторая авторская редакция пьесы, значительно отличавшаяся от первоначальной и ставшая канонической, хотя в последующих изданиях делались некоторые купюры, поправки и уточнения. <…>

Смотрите также