16+

Оптимистическая трагедия

Драма
1977
139 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 серии

Спектакль поставлен в 1977 году по одноименной пьесе Всеволода Вишневского.

Фрагмент книги Леонида Варпаховского «Наблюдения. Анализ. Опыт». ВТО, 1978 год

<…> Всеволод Вишневский написал «Оптимистическую трагедию» в 1932 году. <…>

<…> Путь Вишневского к «Оптимистической трагедии» был сложным и длинным. Это была его пятая пьеса. <…> Еще в 1933 году, в связи с постановкой Камерного театра, «Правда» писала: «Хотя пьеса и повествует об истории, пусть и недавней, но это насквозь злободневная пьеса. Она в такой же мере устремлена в прошедшее, как и в грядущее… «Оптимистическая трагедия» — новый тип и пьесы, и спектакля. Он насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства». <…>

Первый вариант «Оптимистической трагедии» был написан за несколько дней, хотя тема пьесы созревала много лет. В дневниках и письмах писателя мы находим следующие признания: «…Тема для меня очень близка. Литературное осуществление этой темы было начато примерно в 19-м году. Постепенно, шаг за шагом, материал откладывался… Уже появляется первая тема — «Маленькая женщина», беседы, инструктивность, тема суда, тема боя, тема ревности, тема начала… Написал ее затем по черновикам — в 3 дня — 3 акта». <…>

Вишневский начал с разработки столкновения двух главных противоборствующих сил, двух комиссаров — от партии большевиков и от партии анархистов и их борьбы за матросскую массу. В основе замысла лежали подлинные герои, нарисованные с натуры, и столкновения между ними, имевшие место в жизни. Это были не портреты отдельных лиц; образы пьесы были собирательными, но основывались они на множестве конкретных лиц, взятых писателем прямо из жизни. Выступая на обсуждении «Оптимистической трагедии» в Камерном театре, Вишневский говорил: «Наблюдения за старыми бойцами, беседы с ними, проверка тонуса старых партизан — все эти восприятия начинают преобразовываться в плане художественном. Слышишь голоса своих героев, слышишь разговоры, слышишь чей-то сифилитический хрип. Это люди, которые погибли в портах. Это люди Одессы, Александрии, Марселя. И вот среди этого плана контрастом видишь Евгению Бош, Островскую, Ларису Рейснер, Землячку времен семнадцатого-восемнадцатого года». <…>

В результате была создана пьеса, признанная одним из лучших произведений советской драматургии. <…>

Настоящее широкое признание пьеса Вишневского получила в постановке Камерного театра, премьера в котором состоялась через девять месяцев после киевской постановки (в 1934 году. — Прим. ред.). Знаменитый спектакль был создан А.Я. Таировым в оформлении В.Ф. Рындина, с музыкой Л.К. Книппера. Главные роли играли: Комиссара — А.Г. Коонен, Вожака — С.С. Ценин, Алексея — М.И. Жаров. Это была вторая авторская редакция пьесы, значительно отличавшаяся от первоначальной и ставшая канонической, хотя в последующих изданиях делались некоторые купюры, поправки и уточнения. <…>

Режиссеры: Виталий Иванов, Леонид Варпаховский
В ролях: Михаил Царёв, Виктор Коршунов, Владимир Кенигсон, Виталий Коняев, Геннадий Сергеев, Николай Рыжов, Дмитрий Павлов, Валентин Ткаченко, Никита Подгорный, Аркадий Смирнов, Борис Горбатов, Константин Мякишев, Галина Скоробогатова, Роман Филиппов, Руфина Нифонтова

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна