Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Порги и Бесс

Государственный академический Большой театр | 1983 | СССР | Драма | 91 мин.
Режисcёр: Михаил Лавровский
В ролях: Владимир Кириллов, Светлана Гогиашвили, Натела Аробелидзе, Галина Крапивина
2347
В основу оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» лег роман Дюбоза Хейуорда «Порги», который позже был переработан в пьесу, рассказывающую о жизни бедных афроамериканцев. Опера вышла в 1935-м, но стала популярной лишь в 1950-х годах благодаря дуэту Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга, выпустившим альбом «Порги и Бесс» в 1957 году. Ария Summertime тут же стала международным хитом. А сам альбом, кстати, в 2001 году был занесен в Зал славы Гремми (Grammy Hall of Fame) и признан самой успешной обработкой оперы в стиле джаз.

В 1958 году Майлз Дэвис, джазовый трубач и звезда мировой величины, совместно с аранжировщиком Эвансом записал еще один джазовый вариант всей оперы. С Армстронга, Паркера и Дэвиса началось совершенно сумасшедшее шествие «Порги и Бесс» по планете.

В 1983 году известный советский хореограф и балетмейстер Михаил Лавровский, бывший премьер Большого театра, любимец Юрия Григоровича, танцевавший главные партии в его постановках, сам поставил балет «Порги и Бесс» в Тбилисском театре оперы и балета.

В 1978 году 37-летний Михаил Лавровский, чья карьера, как танцовщика уже подходила к завершению, окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Как балетмейстер он начал с постановок телевизионных балетов. Первым стал спектакль «Мцыри» Давида Торадзе, где Лавровский сам исполнил главную роль, затем «Прометей – поэма огня» на музыку А.Н. Скрябина, «Хореографические новеллы» на музыку И.С. Баха и Ф. Листа (1986).

Джаз-балет «Блюз» («Порги и Бесс», 1983) на музыку Джорджа Гершвина был поставлен Лавровским на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили в пору, когда Михаил Леонидович возглавлял балетную труппу театра в 1982–1985 годах.

В 1987 году был снят фильм-балет «Фантазер» по мотивам «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина – очень вольная фантазия собственного балета Лавровского 1983 года с тем же названием. Съемки проходили в павильонах «Мосфильма», дома у балетмейстера и в помещениях Театра «Московская оперетта». Критики писали, что Лавровский чутко нашел решение сложнейшей, неповторимой по богатству ритмического и мелодического колорита и импровизационному духу музыки композитора, достиг в лучших сценах балета стилевого единства языка джазового и классического танца.

Народный артист СССР Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: в Академии танца в Риме, в «Токио-балете» в Японии, в хореографической школе Анны Барт в Берлине и в США, в том числе в Хьюстоне, где поставил своего знаменитого «Мцыри», и в Фениксе, где осуществил постановку «Хореографических новелл».

Юрий Григорович: «Его отличает необыкновенная трудоспособность, полное растворение в творческой задаче»

Из книги М. Лавровского «От первого лица» (2006 г.):
<...> «Порги и Бесс», или «Блюз» Гершвина. Опять помогла мне Грузия. <...> Мне удалось создать свой первый и покамест единственный полнокровный, масштабный спектакль (два акта).

Министерство культуры Грузии и мои американские друзья <...> помогли мне для проведения классов танца-модерн пригласить Мигеля Лопеса – педагога от компании Элвина Эйли (США). В Тбилиси это стало событием: Лопес приехал со своими тремя учениками.<...> Это была очень продуктивная и необходимая работа в подготовке спектакля. Хочу сказать, что артисты грузинского балета занимались одержимо.

Для достойного воплощения задуманного спектакля мне необходим был человек, обладающий огромным вкусом и талантом замечать все, даже самые малые, казалось бы, незначительные просчеты. Практически я нуждался в сорежиссере, тем более что я еще сам танцевал. Таким человеком и артистом являлся мой коллега, замечательный танцовщик и репетитор В.С. Лагунов. <...>

Труппа Тбилисского балета работала со мной и Лагуновым по семь часов в день без перерыва. Ни один артист не брал бюллетень. Значит, работа всем нравилась, нравился и спектакль. Мне удалось успешно и логично найти сочетание классики и модерна в этом спектакле: страстная натура проститутки Бесс (классика-модерн) и то, что Порги видит в ней за внешней развратностью – чистую, хрупкую и ранимую душу – Белую Бесс (классика). Сам Порги (калека) в своих мечтах поднимается над своим обезноженным уродством и вместе со своей мечтой (Белой Бесс) парит в танце на сцене. И Спортинг Лайф (модерн), и Краун (демиклассика-модерн), и эксцентричная пара Сирина и Роббинс – все как-то сразу стало «складываться» у меня в либретто. И зрителю было интересно: наркомания, драки, азартные игры... казалось бы, и тема отрицательная, и эмоции. Но через все это просматривалась огромная духовность и любовь – настоящая, одного живого существа к другому. И все было проникнуто блистательной, чрезвычайно эмоциональной музыкой Гершвина. Я очень был рад тому, что талантливый М. Мурванидзе, став моим единомышленником, создал для этого спектакля блистательную сценографию, а И. Чаурели и М. Одзели замечательно прочли произведение Дж. Гершвина. <...>

Мне удалось с труппой театра все-таки съездить на гастроли в Финляндию и Москву. Везде был громкий успех, а один из именитых критиков США и Лондона Клайв Барнс написал о спектакле и обо мне самые возвышенные слова. Это переполнило чашу терпения моих «друзей» в Грузии, и мне пришлось самому уйти из театра им. 3. Палиашвили, чтобы уже новая дирекция не выгнала меня вон. Тем не менее о труппе театра, где я проработал замечательных три года, у меня остались самые лучшие воспоминания. Наш спектакль был если и не первый, то уж точно один из первых джаз-балетов, поставленных на сцене советского театра.

Я считаю спектакль «Порги и Бесс» своей удачей и удачей всего коллектива театра: и музыканты, и артисты, и художник, и репетиторы – все были на высоте».

Смотрите также

  • Драма
  • Иоэль Плахт
  • 1984
  • 104 мин

Государственный академический Большой театр

  • Драма
  • Майя Маркова
  • 1977
  • 155 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Семен Спивак
  • 2011
  • 203 мин

Санкт-Петербургский государственный молодежный театр на Фонтанке

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — Марина Цветаева и Борис Пастернак: диалог в стихах и письмах

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Все самые интересные события Петербурга — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Главные выставки, посвященные переломному этапу.

Подробнее

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть