Хозяйка гостиницы
Телеспектакль

Хозяйка гостиницы

Год выхода:
1956
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
84 мин.
В ролях:
Ольга Викландт, Анатолий Мягких, Михаил Названов, Всеволод Якут, Иван Воронов
Режиссёр:
Михаил Названов

Спектакль по пьесе «Трактирщица» Карло Гольдони.

Экранизация блестящей комедии Карло Гольдони о том, как разбитная хозяйка гостиницы дает неприступному женоненавистнику урок женской неотразимости. Азартная, смешная, увлекательная словесная дуэль Ольги Викландт и Михаила Названова.

Венеция XVIII в. Веселая и неунывающая хозяйка частной гостиницы Мирандолина мечтает наказать наглого и самодовольного дворянина – кавалера Рипафратта. Она хитро обольщает старого фанфарона, а затем выставляет его на общее посмешище. Сама же она, наконец, решает выйти замуж за другого...

Главная героиня спектакля – Мирандолина – хозяйка жизни, причем не только своей, но и влюбленных в нее постояльцев. Она распоряжается их чувствами по своей прихоти. Маркиз, граф, кавалер сдавались на милость лукавой плутовке, наслаждавшейся игрой и свободой и собиравшейся замуж за Фабрицио – своего слугу, человека из народа, ловкого и разумного. «Хозяйка гостиницы» – пьеса, вместившая в себя и венецианский колорит, и итальянскую традицию комедий дель арте, и весь XVIII в. с его иронией над аристократией и воспеванием третьего сословия.

«Я вижу в тебе Мирандолину, и я клянусь, что я поставлю фильм «Хозяйка гостиницы» с твоим участием».
Муж актрисы О.А. Викландт, актер и режиссер Михаил Названов

Фрагмент статьи Игоря Гаврилова «Светлый путь Михаила Названова: документальный рассказ». Журнал «Искусство кино» (2000 г.):

<...> «Судьба Михаила Названова в кино складывалась довольно удачно. Хотя 40–50-е гг. были эпохой малокартинья, он снимался почти ежегодно. Ему посчастливилось сотрудничать с лучшими режиссерами того времени: Сергеем Эйзенштейном («Иван Грозный», 1-я серия – 1945 г., 2-я – выпуск на экран 1958 г.), Всеволодом Пудовкиным («Жуковский», 1950 г.), Игорем Савченко («Тарас Шевченко», 1951 г.), Лео Арнштамом («Глинка», 1947 г.), Владимиром Петровым («Сталинградская битва», 1949 г.), Константином Юдиным («Шведская спичка», 1954 г.), Владимиром Басовым («Первые радости», 1956 г., и «Необыкновенное лето», 1957 г.), Сергеем Параджановым («Цветок на камне», 1962 г.).

Роль журналиста Гульда в фильме Михаила Ромма «Русский вопрос» (1948 г.) и роль майора Джемса Хилла в фильме Григория Александрова «Встреча на Эльбе» (1949 г.) были отмечены Государственными премиями СССР. Некоторые театральные работы остались запечатленными в фильмах-спектаклях – «На бойком месте» и «Хозяйка гостиницы», а коронной ролью стал главный герой в «Свадьбе Кречинского» в постановке Василия Ванина. В 1957 г. Михаил Названов, всенародно известный артист, вернулся во МХАТ. Но это не был МХАТ его юности времен Станиславского и Немировича-Данченко. Глубоко разочарованный, через два года он навсегда ушел из театра. Выбор был сделан в пользу кино – он поступил в штат киностудии «Мосфильм». Последовали его выдающиеся достижения: Вальган в фильме «Битва в пути» Владимира Басова (1961 г.), король Клавдий в «Гамлете» Григория Козинцева (1964 г.). Это была его последняя роль.

Болезнь свалила Михаила Названова прямо на съемочной площадке в Эстонии. После тяжелой операции он, человек долга, нашел в себе силы и вернулся к работе, чтобы не срывать выпуск картины. Сразу же после премьеры фильма «Гамлет» его не стало. Ему было пятьдесят лет. По его завещанию Ольга Викландт развеяла его прах в Черном море».

Фрагмент статьи М. Молодцовой «Гольдони и комедия дель арте. История и современная судьба» (1990 г.):

«Он явился на свет божий с единственным назначением – облечь в художественную форму разнообразные элементы комедии масок». Это мнение об авторе «Слуги двух господ», «Трактирщицы», «Веера», «Кьоджинских перепалок» и других шедевров, каких немало среди его 220 пьес, до сих пор доминирует над суждениями о творчестве Карло Гольдони (1707–1793 гг.). <...>

Творчество Гольдони очень правдиво и очень театрально. Он полагал, что жизнь, вызываемая им на сцену, только тогда будет подлинно Жизнью, когда проявит себя как подлинный Театр. «Двумя Библиями, над которыми я размышлял и никогда не раскаивался, что прибег к их прочтению, были для меня Мир жизни и Театр (il Mondo e il Teatro)», – написано им в предисловии к первому собранию своих сочинений в 1750 г. Единство Театра и Мира – основа искусства Гольдони. Поразительна слитность театральной игры с жизненным интересом почти во всех его пьесах. Характерна она и для его отношения к маскам.

Во втором томе «Мемуаров» (1787 г.) Гольдони дает характеристику основных венецианских масок и выражает к ним свое теоретическое эстетическое отношение. Эти суждения, высказанные через несколько десятилетий после реформаторских преобразований 1740–1760-х гг., многое проясняют в положении комедии дель арте как исторической традиции». <...>

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин