Король Лир
Телеспектакль

Король Лир

Государственный академический театр им. Моссовета

Год выхода:
2006
Страна производитель:
Россия
Длительность:
125 мин.
В ролях:
Михаил Козаков
,
Нелли Пшенная
,
Лариса Кузнецова
,
Ирина Максимкина
,
Александр Пашутин
,
Александр Яцко
,
Андрей Смирнов
,
Павел Савинков
,
Геннадий Коротков
,
Борис Химичев
,
Валерий Сторожик
,
Дмитрий Щербина
,
Евгений Стычкин
,
Александр Бобровский
,
Николай Лебедев
,
Леонид Сенченко
Режиссёры:
Павел Хомский
,
Кирилл Козаков
,
Игорь Штернберг

Из статьи Алексея Филиппова «Гости из прошлого» в газете «Известия» (2003 г.):

«В «Лире» кричат, занимаются любовью, фехтуют на палках и ножах, реплики героев подцвечивает громкая музыка, железные конструкции с грохотом съезжаются и разъезжаются, из-за сцены наползает дым. Спектаклю нужно поразить воображение публики, и он делает это с напористым, напоминающим младших современников Шекспира простодушием. Кровь, грохот, дым – и Михаил Козаков, играющий заглавную роль: это козыри режиссера».

Из статьи Александра Соколянского «Ничего не произошло» в газете «Время новостей» (2003 г.):

«Козаков – актер-интеллектуал: это его определяющее, «стилеобразующее» свойство. Вопреки обывательскому убеждению среди великих трагиков ХХ века было много интеллектуалов: от Василия Качалова до Олега Борисова (не забудем и величайшего из великих – Михаила Чехова). Сделаться трагическим актером Козакову помешала не образованность, но склонность к сибаритству – в самом широком и отнюдь не порицательном смысле слова. Эту склонность Козаков за собой знает и вводит в правила игры. Ею же артист – неожиданно, но весьма убедительно – наделил своего Лира: короля, который у Козакова отрекается от власти просто для того, чтоб пожить наконец в свое удовольствие. Едва ли не лучшая из сцен спектакля – проходная сцена в замке Гонерильи: Лир – Козаков, вернувшийся, вероятней всего, с охоты, блаженно растягивается на медвежьей шкуре, требует обеда, со смаком его уминает, забавно переругивается с шутом (Е. Стычкин) – как заразительно он радуется жизни!»

Из примечаний В.П. Комаровой в книге «Король Лир»:

«Время написания установлено благодаря нескольким моментам: во-первых, напечатанная в 1605 г. анонимная пьеса «Истинная история о короле Леире и его трех дочерях Гонерилле, Рагане и Корделле» считается одним из источников шекспировской трагедии; во-вторых, в словах герцога Глостера «эти недавние затмения, солнечное и лунное» видят напоминание о затмениях в сентябре и октябре 1605 г. Наконец, в списках издательской компании найдена запись о предстоящей публикации трагедии и точно указан вечер, когда она была исполнена в Уайтхолле, – 26 декабря 1606 г. Поскольку летом 1606 г. Шекспир создавал трагедию «Макбет», то большинство комментаторов склонны датировать написание трагедии «Король Лир» зимой 1605 – весной 1606 г.

Источник сюжета о короле Лире – «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии», составленные Рафаэлом Холиншедом (Шекспир изучал второе издание 1587 г.).

Побочный сюжет – история Глостера и его двух сыновей – основан на легенде о короле Пафлагонии, рассказанной в романе Филиппа Сиднея «Аркадия графини Пембрук» (1590 г., 3-е издание 1598 г.). Шекспир основательно переработал свои источники, и комментаторы XX в. обнаруживают в тексте множество намеков на события первых лет правления короля Якова Стюарта. В частности, в словах герцога Глостера о затмениях и бедствиях в государстве видят оценку политической обстановки 1603–1605 гг.».

В подборках

Михаил Козаков
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.