Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Золотой век

Государственный академический Большой театр | 1983 | СССР | Драма | 111 мин.
Режисcёр: Юрий Григорович
Композитор: Дмитрий Шостакович
В ролях: Наталья Бессмертнова, Ирек Мухамедов, Татьяна Голикова, Гедиминас Таранда
1422
Балетмейстер-постановщик: Юрий Григорович. В главных партиях: Рита – Марго – Наталия Бессмертнова, Борис – Ирек Мухамедов, Люська – Татьяна Голикова, Яшка – Месье Жак – Гедиминас Таранда.

Из книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича» (2006 г.):
<...> «Сценарий «Золотого века» создавался по модели спектакля-обозрения, ревю, столь распространенного той порой, в частности у Мейерхольда. Его влияние тут несомненно. <...> Шостакович, вдохновляясь главной темой либретто – борьба нового мира со старым, – писал номера, поражающие размахом и мощью. Но в единое целое <...> номера эти не складывались и так и не сложились. <...> В музыке – глобальные обобщения, драматические ситуации, рушащиеся и возникающие судьбы. <...> От ощущения музыки и пошел в своей работе Юрий Григорович, вернувший шедевр Шостаковича на театральную сцену. <...>

Столь сложного, многообразного жанрового соединения в одном спектакле искусство Григоровича еще не знало. Комические, открыто гротесковые сцены, действительно вызывающие смех, что в серьезном искусстве балета почти немыслимо. И рядом – больше лирические адажио, пленяющие строгой классической линией. <...> И тут же – пласты героического, исполненного патетики танца. <...> Григорович пошел на смелое соединение гротеска и лирики, сатиры и патетики на основе классического языка и в рамках авантюрного сюжета. <...>

Месье Жак – Гедиминас Таранда. <...> С этим героем и связана главная метаморфоза спектакля. <...> Наталия Бессмертнова исполняет Риту, в ее героине важно, что она обычная земная девушка. <...> Герой Ирека Мухамедова непреклонен и исполнен поистине «спартаковской» беззаветности, неистового горения, неуступчивой решимости, <...> он из племени победителей, и в этом его величие. <...> Герой Мухамедова – оратор и трибун. Весь – энергия, порыв, взлет. <...>

В «Золотом веке» Григорович намеренно использовал традиции кино. Не только в острой смене эпизодов. Не только в стилизации «немых» роковых страстей. Но и определенную традицию в воплощении эпохи, ее авантюрно-приключенческого склада, насыщенного романтикой борьбы и окрашенного в яркие тона». <...>

Фрагмент статьи Татьяны Кузнецовой «Золотой век» с железным занавесом» в журнале «Коммерсант-Власть» (2006 г.):
<...> «Золотой век» – первый из трех балетов-неудачников молодого Шостаковича (два других – «Болт» и «Светлый ручей». – Прим. ред.). Все они были написаны композитором в начале 1930-х, и ни один не прожил больше года. <...> «Золотой век» был заклеймен как «буржуазное ревю с морально неустойчивыми элементами джаза», а композитору строго указали на «резкое уклонение от генеральной линии советского искусства».

Между тем 24-летний Шостакович искренне полагал, что пишет политически грамотный балет на актуальную тему противостояния двух культур – загнивающей западной и здоровой советской. Балет рассказывал о приключениях советских футболистов в некоей капиталистической стране: спортсмены, устояв перед соблазнами сладкой жизни, сумели приструнить местных фашистов и помочь пролетариям вызволить из тюрьмы политзаключенных. Увы, политическая благонамеренность не всегда соответствует художественной правде: сцены разложения с развинченными фокстротами и томными танго выглядели явно аппетитнее финального «танца трудовых процессов». После публичного бичевания юный Шостакович из безмятежного любителя футбола и западной эстрады мигом превратился в потенциального арестанта. Эта метаморфоза так напугала композитора, что о своем «Золотом веке» он не хотел слышать даже на старости лет.

В 1982 году жизнерадостное детище 1930-х попытался приспособить к нуждам социалистической идеологии Юрий Григорович. Под вывеской «Золотой век» в его балете фигурировал нэпманский притон, а сюжет держала история продуктивной любви комсомольца к танцовщице кабаре – та бросила антиобщественные танцы и взялась строить социализм». <...>

Смотрите также

  • Драма
  • Яков Губенко
  • 1972
  • 106 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

  • Драма
  • Евгений Симонов
  • 1978
  • 108 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1972
  • 134 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть