Игра теней
По одноименной пьесе Юлиу Эдлиса в постановке Московского академического театра им. Владимира Маяковского.
Спектакль переносит зрителей в 33-й год до нашей эры. Действие происходит во дворце Клеопатры в Александрии. Три тени из далекого прошлого пытаются решить вечную проблему выбора между любовью и властью, карьерой и личной жизнью…
Отрывок из книги Татьяны Вирты «Родом из Переделкино» (2012 г.):
«В те годы «оттепели» морально-нравственная проблема отношений между преследователем и преследуемым буквально висела в воздухе, и Юлиу Эдлиса давно уже мучила и не давала ему покоя «лагерная» тема. Он собрал множество материалов, относящихся к ней, — документов, писем, свидетельств очевидцев, однако все это не укладывалось в специфическую форму сценического произведения.
Тем временем Ю. Эдлис нашел для себя новый жанр, в котором с наибольшей силой, по мнению многих, раскрывался его талант. Он стал писать пьесы на так называемые «исторические сюжеты». Эти сюжеты для своих драм Эдлис брал из реальной истории: Жанна д’Арк («Месса по Деве»), Иисус Христос и Понтий Пилат («Сочельник»), Франсуа Вийон («Жажда над ручьем»), однако рассматривал их как бы сквозь призму современности, отчего они становились близкими и понятными зрителю и возбуждали в нем неподдельный интерес.
Премьеры следовали одна за другой… в Театре Маяковского была поставлена «Игра теней» с Балтер и Виторганом в главных ролях.
Проза Ю. Эдлиса напоминает, скорее всего, многослойную словесную вязь: автор плетет эту вязь, и из нее — узелок за узелком — складывается общая картина. Некоторые вещи писателя, такие, например, как рассказ «Его сиятельство», отличаются подкупающей точностью в описании сложного переплетения психологических мотиваций, раскрывающих сущность характера главного героя повествования. Бог ты мой, до чего же он несчастный — мнительный, желчный, — кого-то он мне сильно напоминает… Автор проникает в такие сокровенные тайники внутреннего мира своего персонажа, куда удается заглянуть не всякому «инженеру человеческих душ».
В его «исторической» прозе… поражает обилие реалий, относящихся к той далекой эпохе, которую воссоздает в своем произведении автор: имен, топографических названий, наименований разных видов растительности, утвари, одежды… Эти мельчайшие детали быта и всего окружения создают достоверный фон для всего происходящего на страницах повествования».