Любящий вас Коля
Спектакль

Любящий вас Коля

Московский драматический театр на Малой Бронной

Год выхода:
1987
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
119 мин.
В ролях:
Сергей Тарамаев, Ольга Сирина, Сергей Баталов, Константин Бердников, Александр Ширшов, Анатолий Грачёв, Олег Вавилов, Геннадий Коротков, Игорь Янковский
Режиссёр:
Владимир Драгунов

По одноименной пьесе Виталия Москаленко в постановке Московского драматического театра на Малой Бронной. Спектакль повествует о судьбе Николая Павловича Шмита, московского фабриканта, мечтавшего улучшить положение рабочих не только на своем предприятии, но и во всей России. Арестованный во время революционных событий 1905 года, он был позднее убит в камере Бутырской тюрьмы.

Фрагмент статьи Елены Семеновой «Искра Сергея Тарамаева» в журнале «Голос эпохи» (09.10.2012)

Был такой спектакль Театра на Малой Бронной в 80-е годы – «Любящий вас Коля», посвященной трагической судьбе юного фабриканта-революционера Николая Шмита. Признаться, по идейным мотивам я всегда избегала произведений на революционные темы, но этот спектакль просмотрела от начала и до конца, а затем пересматривала вновь благодаря исполнителю главной роли – Сергею Тарамаеву. Образ, созданный им, был столь ярок, что молодого актера по праву можно было назвать состоявшимся мастером остропсихологической игры.

Телепостановка дает зрителю возможность видеть лицо актера, и в этом ее преимущество над театром. Из зрительного зала не разглядеть вполне его преображений, не разглядеть глаз. А лицо Шмита – Тарамаева надо было видеть именно так – изблизи. Потому что в нем жил каждый нерв, и по ходу действа оно преображалось, преображался (подчас в долю секунды) взгляд – от рассеянной, неотмирной прострации до вспышек гнева, от почти детской мечтательности до отчаяния. Во второй части, где герой сидит в одиночной камере, подвергаясь постоянным издевательствам охраны, вживе видится, как человек постепенно сходит с ума. И наблюдая это, я вдруг перестаю видеть Николая Шмита, а вижу совсем иной образ – князя Мышкина…

Эту роль Сергею Тарамаеву также суждено было воплотить на сцене того же Театра на Малой Бронной – после нее о нем заговорила вся театральная Москва. Увы, телеверсии этой постановки не сохранилось. Не случилось актеру сыграть этой роли и в кино, которое от этого, думается, много потеряло. В кино же ему довелось создать образ другого «рыцаря бедного», а вернее «испанского» – Подозерова в многосерийном фильме «На ножах». Это, пожалуй, самая значительная киноработа Тарамаева. В той ленте режиссер-постановщик Александр Орлов собрал поистине великолепный состав: С. Ростоцкий, Н. Добрынин, И. Розанова, О. Дроздова, С. Виноградов, Е. Майорова… <...>

Незначительных ролей не бывает, и такой актер, как Сергей Тарамаев, интересен во всякой. Любому образу он придает неуловимую утонченность. Кажется, что идет совершенно проходная сцена, и как будто ничего особенного нет ни в словах, ни в жестах актера. И вдруг – словно электрический разряд пробегает, мгновенный, неуловимый и… завораживающий.

Великий актер Олег Борисов писал в дневнике, что актеру для создания яркого образа нужно подбавить в него толику сумасшествия. Подобная толика прослеживается во многих ролях Тарамаева. Не знаю, справедливо ли назвать ее «толикой сумасшествия». Скорее, искрой… Неповторимой искрой Сергея Тарамаева.

Смотрите также

«Клятвенные девы»
Драма
2017
81 мин
«Старший сын»
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
«Папа, мама, я и Сталин»
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского
Драма
2017
76 мин