Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Вечер старинной хореографии. Дуэт Дианы и Актеона

Мариинский театр | 1981 | СССР | Мелодрама | 94 мин.
Режисcёр: Елена Мачерет
В ролях: Сергей Бережной, Татьяна Терехова, Габриэла Комлева, Виталий Афанасков, Наталья Большакова, Вадим Гуляев, Галина Мезенцева, Алла Сизова, Борис Бланков, Светлана Ефремова, Владимир Емец, Ирина Колпакова, Елена Евтеева
816
Вечер старинной хореографии в исполнении известных танцовщиков Мариинского театра состоит из семи частей. Открывается спектакль классическим дуэтом Дианы и Актеона (хореография А. Вагановой) в исполнении блистательного дуэта Татьяны Тереховой и Сергея Бережного.

Далее следуют па-де-сис из балета «Эсмеральда» (хореография А. Вагановой и М. Петипа) и па-де-де из балета «Праздник цветов в Дженцано» (хореография А. Бурнонвиля). Продолжают вечер композиции «Лебедь» (хореография М. Фокина), па-де-сис из балета «Маркитантка» (хореография Ж. Сен-Леона), Большое классическое па из «Венецианского карнавала» (хореография М. Петипа). Завершается вечер танцем па-де-катр (хореография А. Долин).
Дирижер Виктор Широков.

Фрагмент статьи Ольги Розановой «Галина Мезенцева и Татьяна Терехова: парный портрет» в «Петербургском театральном журнале» (2003 г.):
<...> «К Татьяне Тереховой природа была не столь щедра. Вполне заурядная внешность и скромные профессиональные данные предписывали ей место в свите балетных героинь. Да и в вагановскую школу она попала по прихоти случая. Но, как было сказано поэтом, «воля и труд человека дивные дива творят». Трудиться, не жалея сил, и добиваться поставленной цели Терехова умела с детства. <...>

Восхождение происходило неспешно, но неуклонно. К тридцати годам – времени расцвета – послужной список Тереховой включал в себя лучшие балеты классики и множество спектаклей советских хореографов разных эпох. В дальнейшем к ним прибавились балеты зарубежных мастеров – Пети, Баланчина, Роббинса, Тюдора. Совершенное мастерство Тереховой позволило ей стать балериной поистине универсальной, проникнуть в сферу лирики, изначально казавшуюся закрытой. <...>

Мастерство балерины сопоставимо с мастерством знаменитого виртуоза. <...> Назовем хотя бы прыжок в «шпагат», возникающий внезапно, без подготовки, из позы арабеск на пуантах, или смерч двойных фуэте, ввинченных с аптекарской точностью в квадратный сантиметр пола. Но даже запредельная техника не главный показатель мастерства. Виртуоз – это тот, кто способен превратить танец любой степени сложности в свободно льющуюся речь с выразительными интонацией и синтаксисом. <...> Такова Татьяна Терехова <...> в своем шедевре – концертном номере «Диана и Актеон» в постановке Вагановой (Pas de Diane из балета «Эсмеральда»).

В классическом репертуаре не сыскать более каверзного и трудоемкого опуса. Виртуозная балерина и великий педагог Ваганова словно задалась целью проиллюстрировать в рамках традиционной формы суть своей педагогической системы. Исполнительнице женской партии надлежало с божественной легкостью (на то она и Диана!) покорить вершины балетной техники, любовно воздвигнутые хореографом. <...>.

Если бы Ваганова сочинила только этот дуэт, ее имя не было бы забыто. Блистательный номер «обречен» тревожить воображение балетных виртуозов: совладать с ним в полной мере удается лишь немногим. Во времена Вагановой танцевали ее ученицы – Уланова, Лопухина, Дудинская, Шелест. Спустя годы поразила острая, как отточенная стрела, Диана-подросток Натальи Большаковой – тогда еще ученицы восьмого класса балетной школы. Еще через девять лет право на эту особую партию доказала выпускница Терехова, чтобы не расставаться с ней и став ведущей балериной Кировского театра.

Существуют две видеозаписи «Дианы и Актеона» в исполнении Тереховой и Сергея Бережного (с разницей в несколько лет) – красноречивое свидетельство того, что совершенству нет пределов. Техника балерины везде феноменальна, но разница все же есть. Уверенное мастерство – в одном случае, в другом – акт вдохновенного творчества. Перед нами сама Диана-охотница, наделенная сверхъестественной силой. Избыток этой силы заставляет ее ответить на вызов дерзкого юноши, вступить с ним в игру и, поддавшись азарту, забыть о разделяющей их дистанции. Терехова превращает дуэт в увлекательное приключение, где каждый рискованный пассаж лишь подогревает интерес. Ее Диана испытывает Актеона, воздвигая перед ним все новые препятствия, и откровенно радуется его удачам. Игра горячит охотницу, в ней закипает кровь. И тут, не в пример жестокосердому мифологическому прототипу, балетная богиня с разбега бросается к Актеону и принимает у него в руках позу вакханки: корпус запрокинут назад, образуя вместе с поднятой вперед ногой горизонтальную линию. Воодушевленный партнер бешено вращает танцовщицу в этой экспрессивной позе на оси опорной ноги, крутясь вокруг нее и сам. Затем – вопреки законам инерции – обрывает вращение, разворачивая партнершу в противоположную сторону. Та фиксирует скульптурную позу арабеска и тут же, вновь меняя направление, уходит в смерч пируэтов.

Адажио и дальше сохраняло вакхический настрой и темп аллегро (ценимый Вагановой превыше всего). Диана уже не таила благосклонности к юному смельчаку (Актеон Бережного был того достоин и как танцовщик, и как превосходный партнер). Она одаривала его чудесами ловкости в вариации, исполненной непринужденно. А в коде, подзадоренная партнером, предавалась какой-то шальной радости. Вспарывая пространство по-мужски мощными прыжками, она увлекала за собой Актеона и уносилась прочь.

Допустим, столь горячекровая дева (Диана-охотница еще ведь и богиня Луны) заставила бы Ваганову изумленно приподнять бровь – на ее веку Дианы бывали и более сдержанными. Но абсолютную художественную ценность новой интерпретации этот высший арбитр признал бы безоговорочно уже потому, что танцевать лучше попросту невозможно. Превзойти Диану Тереховой пока что не удалось никому, да и вряд ли удастся. Артистизм и мастерство балерины сотворили шедевр». <...>

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Петр Гусев
  • 1975
  • 30 мин
  • Мелодрама
  • Николай Сличенко
  • 1972
  • 86 мин

Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн»

  • Мелодрама
  • Александра Ремизова
  • 1974
  • 156 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Телониус Монк

Прямая трансляция 22 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события выходных.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Зрители смогут увидеть 200 фильмов из 60 стран мира.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть