Анна Снегина
Телеспектакль

Анна Снегина

Центральный дом актера им. А. А. Яблочкиной

Год выхода:
2000
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
59 мин.
В ролях:
Татьяна Поппе, Игорь Старосельцев, Нина Марушина, Олег Цветанович, Валерий Шалавин, Владимир Патрушев
Режиссёр:
Аркадий Кац

Спектакль по мотивам одноименной поэмы Сергея Есенина.

«Анна Снегина» – автобиографическая поэма Сергея Есенина. В основу легли воспоминания поэта о посещении родного села, о революции, о безответной любви в юные годы. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы весной 1925 года в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была напечатана в газете «Бакинский рабочий» в двух номерах (№95 и 96) 1 и 3 мая. Поэма была написана Есениным во время его поездки на Кавказ в 1924–1925 годах. Черновой автограф содержит пометку: «1925 г. Батум». В самой поэме отсутствует сквозное действие, последовательный рассказ о событиях. Собственные переживания и впечатления автора от происходящего даны яркими отдельными эпизодами.

Лирический герой выступает сразу в нескольких образах: он и рассказчик, и участник предреволюционного и революционного времени, и он же герой рассказа. Все произведение пронизано воспоминаниями поэта о ранней юности, о «девушке в белой накидке». Герой поэмы возвращается в родные места после Февральской революции. Он хочет остаться в стороне от революционных событий, отдохнуть в гармонии с природой, вспомнить юность.

Поэма неоднократно инсценировалась. В 1966 году композитор А.Н. Холминов написал одноименную оперу, которую в 1967 году поставили в Мариинке (тогда Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова). Годом позже другой советский композитор, В.Г. Агафонников, также написал по поэме одноименную оперу, по которой был снят телефильм «Анна Снегина» с Виталием Безруковым в роли Есенина. Это было первое воплощение образа Есенина в кино в истории российского кинематографа.

История Анны Снегиной из очерка писателя Михаила Румер-Зараева «Ковчег поэзии» («Нева», 2014 г.):

«Как, верно, сладко ему жилось и писалось в Константинове на этом окском крутояре, откуда в ровной подоблачной дали виднелись зеленые волны холмов и черно-белыми пятнами – стада на заливном лугу. Лет за тридцать перед тем, в пятнадцатом году, на этом крутояре сиживали два молодых поэта (Есенин и Каннегисер. – Прим. ред.), сошедшиеся в пылкой юношеской дружбе. <...> Не знаю, водил ли Есенин Каннегисера к Лидии Ивановне Кашиной, прототипу Анны Снегиной, жила ли она тогда в своем константиновском доме, об этом в огромной есениане нет сведений. Кашина была последней местной помещицей, завершившей четырехсотлетней длины ряд владельцев этого большого приокского села. И кто только не отметился в том длинном ряду из представителей российских аристократических фамилий – и Нарышкины, и Голицыны, и Волконские, и Олсуфьевы. После отмены крепостного права им на смену пришли купцы, скупавшие здешние земли. А уж предпоследним хозяином усадьбы и угодий стал отец Лидии Ивановны Иван Петрович Кулаков – фигура колоритнейшая.

Крестьянин из Подмосковья, <...> он становится буфетчиком в знаменитом хитровском трактире «Каторга», этом, по словам Гиляровского, «притоне буйного и пьяного разврата», а затем – владельцем подворья доходных хитровских домов, трехэтажных зловонных корпусов, получивших название Кулаковка. Именно туда водил Гиляровский мхатовцев, пожелавших изучить жизнь своих персонажей в пору постановки горьковского «На дне». Разбогатев на этом дне, Иван Петрович становится благотворителем, попечителем церквей, ревнителем народного просвещения и, конечно же, своих детей воспитывает наилучшим образом. <...> Так вот Лидия Кашина, в девичестве Кулакова, с «золотым шифром» окончила Александровский институт благородных девиц, а брат ее – два университетских факультета – юридический и исторический.

Она была милой и доброй барышней, вышла замуж за сельского учителя, ставшего впоследствии профессором литературоведения. Получив в наследство константиновскую усадьбу, жила там скромно и тихо, что не помешало мужикам в революционные годы вознамериться сжечь господский дом, от чего их с трудом отговорил Есенин. Тем не менее Лидия Ивановна вынуждена была уехать из села, но вовсе не в Лондон, как Анна Снегина, а в Москву, где работала машинисткой и литературным редактором в газете «Труд», с тем чтобы погибнуть в 1937-м в мельнице Большого террора. Вот так и закончился роман пастушка с царевной, проступавший сквозь некрасовские ритмы поэмы, все тот же роман пастушка и царевны, преследовавший поэта всю его жизнь.

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас».

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин