Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Господа Головлевы

Государственный академический Малый театр | 1978 | СССР | Драма | 161 мин.
Режисcёр: Евгений Весник, Николай Александрович
Писатель: Михаил Салтыков-Щедрин
В ролях: Аркадий Смирнов, Елена Гоголева, Борис Горбатов, Владимир Кенигсон, Наталья Вилькина, Ярослав Барышев, Клавдия Блохина, Генриетта Егорова, Сергей Харченко, Борис Телегин, Владимир Дубровский, Зинаида Андреева
2705
Роман «Господа Головлевы» возникал как-то неожиданно. При появлении первых его глав автор еще не знал, что напишет роман.

Для театральной сцены «Господа Головлевы» представляют собой прекрасный художественный материал: здесь есть и социальный план, и личностный, сосредоточенный в невероятно сложном образе Иудушки. Тьма, поглощающая свет при помощи празднословия и лицемерия, ненависть и потрясающее ханжество — все эти особенности позволяли разным режиссерам по-своему интерпретировать произведение Салтыкова-Щедрина, причем не только как сатирическое разоблачение уже отживающей системы крепостного права, но и как трагедию метафизическую, связанную с первоочередными вопросами о Боге, бессмертии, предательстве.

Главный персонаж романа, Иудушка, терроризирует свою семью, извлекая выгоду из любого несчастья, в котором оказываются его близкие, при этом искренне прикрываясь именем Божьим и оправдывая свои поступки Священным Писанием. Общественный кризис Щедрин исследует на примере вырождения отдельной семьи. Евгений Весник, в 1976 году создавший свою театральную версию щедринской истории для Малого театра, тщательно прорабатывал все детали. В «Записках артиста» он писал следующее: «В процессе создания спектакля по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы долго не могли найти специфическую атмосферу дома, семьи, в которой под вуалью благополучия, лживого семейного внимания, любви к маменьке и папеньке господствовали подозрительность, неприязнь друг к другу... Подчеркнутые фарисейство или благополучие не давали должного результата: в первом случае все делались удивительно противными, во втором — нагло врущими и просто примитивными... Как-то репетицию посетил мой знакомый священнослужитель из города Судиславля (в Костромской области) и, сильно окая (как все волжане), обронил: «Все хорошо, все по книжке салтыковской, все натурально, только вот, говоря о Боге, о любви к нему, молясь, крестясь, все лицедеи твои, артисты значит, пребывают в состоянии безбожников, которым что колбаса, что Бог... Нельзя обращаться к Господу Богу поспешно, походя, невзначай, словно спешишь ручей вброд, штаны задравши, перебежать, чтобы в магазин поспеть до закрытия... Вера во Всевышнего требует покоя душевного, неторопливости, уединения. А уж если обращаешься к Богу, не забудь поднять глаза ввысь — там он, там, на небе, Бог-то! И не многословь...». Спасибо батюшке. Вроде бы подсказана небольшая деталь, но именно эта деталь во многом оказалась решающей в успехе спектакля!».

Действительно, атмосфера спектакля была найдена: обращения героев к Богу превратились в ритуал, который придавал процессам, разлагавшим семью, дополнительную театральность. Словно сам Щедрин стремился изобразить своих героев именно как актеров «домашнего театра», повторяющих заученный библейский текст. В лицемерную вежливость и любовь играет вся семья, и вся семья за свое фарисейство уничтожаются Богом и автором. Во многом успех постановки Малого театра был связан с Еленой Николаевной Гоголевой, сыгравшей мать семейства Арину Головлеву. В ее образе нет лишней сердобольности и покладистости, перед нами не беспомощная старушка, как, например, в постановке Льва Додина 1984 года. Гоголева играет настоящую дворянку, властную и справедливую, способную пусть и недолго, но все же противостоять «праздномысленному» пустословию Иудушки. Роль главного «кровопийцы» семейства Весник предложил Виталию Доронину. «Мне хотелось, чтобы Иудушка был не сразу противен зрителю, чтобы поначалу даже вызывал симпатию, потому я и пригласил на роль Доронина. И не ошибся. Спектакль имел большой успех, а игра Доронина вызывала просто шквал оваций». Актер полтора года работал над образом, желая наполнить его парадоксальной новизной — сочетанием человечности и химерической, уродливой тяги к стяжательству. Отыграв спектакль всего лишь четыре раза, Доронин умер.

Спустя два года Весник предложил сыграть Иудушку Владимиру Кенигсону, который также искал в первую очередь те стороны характера Иудушки, которые сближают его с каждым человеком. Образ дерева, которым завершается телеспектакль как бы намекает на то, что процесс разложения семьи Головлевых произошел на генетическом уровне, где каждое последующее поколение отражает предыдущее, из-за чего лишь возрастает ответственность каждого члена семейного рода. И тот путь, которым пошли Головлевы — это путь противоестественный, в нем доминирует, как писал в своих актерских тетрадях еще один гениальный исполнитель роли Иудушки Иннокентий Смоктуновский, «цепная воспроизводимость безнравственности». И потому такой жизненный итог: «Лгал, пустословил, притеснял... — зачем?».

Смотрите также

  • Драма
  • Хорен Абрамян
  • 1984
  • 132 мин
  • Драма
  • Эдуард Кольбус
  • 1989
  • 167 мин

Саратовский академический драматический театр им. И.А. Слонова

  • Драма
  • Максим Амелин
  • 2014
  • 62 мин

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Прямая трансляция 20 октября, в 21:00. Калининград

«Догадки, прорывы, предвидения авангарда»

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть