Верхом на дельфине
Телеспектакль

Верхом на дельфине

Гоголь-центр

Год выхода:
1970
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
160 мин.
В ролях:
Анатолий Иванов, Николай Алексеев, Людмила Долгорукова, Владимир Коровин, Вадим Кучеровский, Валентина Асланова, Гарри Бардин
Режиссёры:
Борис Голубовский, Дмитрий Михайлов

Отрывок из книги Бориса Голубовского «Путь к спектаклю»:

«Иногда решающий образ в спектакле находится не до начала репетиций, а совершенно неожиданно в процессе работы. В Театре им. Гоголя ставили пьесу молодого журналиста Леонида Жуховицкого «Верхом на дельфине». (Как давно это было – в конце 60-х годов! И как это грозное начальство ее выпустило?) Первоисточник пьесы – повесть того же автора «Остановиться, оглянуться». Рукопись валялась в каких-то редакциях, никто не собирался ее печатать. К нам она попала случайно, но молодежь театра почувствовала в ней нечто очень близкое, волнующее их. <...>

Репетировали удивительно дружно, легко, сама атмосфера журналистской работы давала особый настрой – смесь иронии, серьеза, принципиальности, цинизма и сентиментальности.

«Верхом на дельфине» Л. Жуховицкого посвящена журналистам, ее герои не так уж хорошо знакомы актерам. В одном из рассказов автора мы натолкнулись на такую фразу: «Хорошо это или плохо, не знаю, – но время приучило нас решать свою судьбу и прочие дела на ходу, на автобусной остановке, в курилке между двумя затяжками». Основой спектакля стало постоянное движение повседневной жизни. Ключ к определению жанра дала сцена из 2-го акта. Друг журналиста Королева, героя пьесы, Володя смертельно болен. Болезнь крови коварна. Она затаилась где-то в глубине и ждет момента для нанесения последнего удара. Несколько больных, находящихся в больнице вместе с Володей, с разрешения молодого врача Антона устроили в одном из пустых кабинетов вечеринку. «Для поднятия тонуса», – сказал Антон. Здесь Володя, к которому пришла любимая женщина Нина (вечеринка устроена по поводу дня ее рождения), еще одна больная с мужем, Антон с девушкой и, конечно, Королев.

Начинается «мероприятие» с «водевильно-таинственного» прохода врача, организовавшего незаконную вечеринку. Участники празднества провозят по больничному коридору операционную каталку, на которой установлен целый ужин – утка, салаты, бутылки, фрукты. Тут же лежит аккордеон, и все это покрыто простыней, как будто везут больного. Как зрители догадываются о том, что произойдет, непонятно! Но сразу на провоз каталки возникают аплодисменты. Смешно! Идет обычная вечеринка с поцелуями, анекдотами, песенками, танцами. Обаятельно! Забыто, что действие проходит в больнице. И финал сцены – прощание. Здоровые гости остаются, а больные уходят: медленно поворачивается круг, увозя в темноту коридора обреченных на смерть. Лопается в руках Королева воздушный шарик, подарок одной из больных.

Я долго не начинал репетировать сцену. Вот уже близятся генеральные, а я все не назначаю репетицию. Актеры, некоторые заняты только в одном этом эпизоде (правда, очень выигрышном!), стали бунтовать, требовать, а я упорно сопротивлялся. Наконец, когда невозможно было еще оттягивать, буквально за день до генеральной, мы вызвали всех занятых на репетицию. Весь реквизит и оформление – каталка, угощение, аккордеон, белые халаты и т.д. – на месте. Сцена в спектакле занимала 20 минут. Репетиция продолжалась 40 минут. Актеры были внутренне готовы. Если бы они начали репетировать с самого начала, то получилось бы два варианта: или разыграли бы веселенький водевиль, растянувшийся надолго, или, наоборот, стали бы играть смерть, неизлечимую болезнь. Сцена стала любимейшей в спектакле – драма выявлена «мимоходом», между прочим, не став ни водевилем, ни драмой, а жизнью. Угаданной природой чувств».

Мария Арбатова о Жуховицком:

«Мы росли на совершенно антисоветском телеспектакле по его пьесе «Верхом на дельфине». Его пьесы переводились на 40 с лишним иностранных языков и пожаром шли по нашим и зарубежным театрам. Книги «Остановиться, оглянуться…», «О любви» и фильм Киры Муратовой по его сценарию «Короткие встречи» с Высоцким и Руслановой культовы. Премии Жуховицкому давно некуда складывать, но он к ним равнодушен, как и к прочим социальным погремушкам».

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин