Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА «ГОРЕ»

1973 | Драма | 16 мин.
Режисcёр: Игорь Ильинский
Писатель: Антон Чехов
В ролях: Игорь Ильинский
Производитель: ТО Экран
1733

Рассказ Чехова «Горе» в исполнении известного советского актера Игоря Ильинского, быть может, один из самых проникновенных в его чтецких спектаклях. История о том, как токарь Григорий в суровую метель везет умирающую жену-старуху в земскую больницу, проникнута безысходной тоской. Тоска эта в рассказе Чехова рождается из ощущения запоздалой борьбы жизни со смертью, тщетной попытки человека отвоевать прошлое у настоящего. «Как на этом свете все быстро делается. Не успел пожить со старухой, пожалеть ее, а она уже умерла...» Чехов нагнетает атмосферу обреченности: ночь, пурга, слабая, тщедушная кобылка, подергивая головой, плетется из последних сил, ее ноги увязают в сугробах. Одинокий человек пытается превозмочь непогоду, бороться с природой, чтобы спасти жену, ставшую в последнюю минуту жизни самым родным и самым любимым существом. «Она умерла в тот момент, когда он понял, что жалеет ее... жить без нее не может...»


Игорь Ильинский не играл и не перевоплощался в Григория. Он интонационно передавал атмосферу тревоги, сгущающегося мрака, обреченности. Актер очень точно ухватывал в нескольких деталях состояние и душевное переживание главного героя. У Чехова Григорий вглядывается в черное бескрайнее пространство, и Ильинский, казалось, словно бы охватывал взглядом невидимое, необъятных размеров заснеженное поле. Вокруг Григория метет беспощадно метель, такая, что не поймешь, «идет ли снег с неба или с земли», и Ильинский, словно стараясь согреться и защитить себя от пронизывающего ветра, кутался в пиджак. Вот Григорий вспоминает, как пьяным вернулся домой и увидел строгий и неподвижный взгляд жены: именно «от этих странных и нехороших глаз началось горе». И казалось, что в широко раскрытых глазах актера мы видели этот остановившийся, измученный взгляд жены Григория, напоминающий взгляд святых с икон. Григорий с ужасом прислушивается к стуку в санях, понимая, что это бьется о борта голова покойницы, и Ильинский с тревогой озирался по сторонам. Герой сокрушенно вспоминает, как безмятежно, в пьяном забытьи тянулась его жизнь и вдруг оказалась прервана непоправимым горем и болью. Актер-рассказчик вдруг замолкал на несколько секунд, давая возможность прислушаться к повисшему в тишине отголоску печали. Чтение Игоря Ильинского было неторопливо, он заставлял нас вслушиваться в каждое чеховское слово, расслышать боль, скрывающуюся за ним. Начиная как отстраненный повествователь, Игорь Ильинский сам постепенно погружался в мир чеховского рассказа, превращаясь в одного из его героев.


Временами исполнение Ильинского заставляло вспомнить его роль Акима из знаменитого спектакля «Власть тьмы», поставленного Борисом Равенских. И в спектакле Малого театра, и в этой чтецкой постановке Ильинский обращался к теме деревни, к образу простого мужика, совестливого, раскаивающегося, пытающегося осмыслить свою судьбу перед лицом Божьего суда. Но если во «Власти тьмы» Ильинский создавал полнокровный трагический образ, то в спектакле по рассказу «Горе» он лишь легкими, скупыми штрихами намечал характер Григория посредством речи. Немного заторможенной, заикающейся, полной «косноязычных пробуксовок» и оговорок. Но именно в этой речи обнажалось волнение, растерянность, страх и раскаяние мужика в момент, когда горе застало его врасплох, нежданно-негаданно.


Ильинскому благодаря личной эмоциональной включенности, постоянным переходам от авторского повествования к словам главного героя удавалось передать болезненное столкновение живых воспоминаний, которые без конца проносятся перед глазами Григория, с фактом смерти, отчаянного желания жить с осознанием конца жизни. Даже когда беспомощный Григорий лежит в больничной палате, лишившись отмороженных рук и ног, он по инерции продолжает грезить о том, как вернет деньги за лошадь, как схоронит старуху. Чехов и Ильинский передавали чувство невыносимой тоски, грусти и сожаления о человеке, который так упорно цепляется за жизнь, не принимая той простой и жестокой мысли, что жить начинать подчас бывает поздно.

Смотрите также

  • Драма
  • Евгений Завадский
  • 1980
  • 158 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Руслан Кудашов
  • 2013
  • 95 мин

Большой театр кукол

  • Драма
  • Геннадий Павлов
  • 1988
  • 112 мин
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — Марина Цветаева и Борис Пастернак: диалог в стихах и письмах

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Все самые интересные события Петербурга — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Главные выставки, посвященные переломному этапу.

Подробнее

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть