12+

Вагнер. «Летучий Голландец»

2020
144 мин
Россия
Начать просмотр

Альберт Домен

Немецкий бас-баритон Альберт Домен завоевал международную известность блистательным исполнением ведущих партий в операх Вагнера и Рихарда Штрауса. Певец родился в 1956 году в Крефельде (Северный Рейн-Вестфалия). Обучался игре на гобое, брал частные уроки вокала у американской певицы Глэдис Кухты. Получил юридическое образование в Кёльнском университете. Музыкальную профессиональную деятельность начал в 1982 году в студии при Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф — Дуйсбург), в 1986 году стал солистом Гессенского государственного театра в Висбадене, где работал до 1991 года.

Взлет международной карьеры Альберта Домена произошел в 1997 году, когда он исполнил заглавную партию в опере «Воццек» Берга на Пасхальном, а затем и на летнем фестивале в Зальцбурге с Берлинским и Венским филармоническими оркестрами под управлением Клаудио Аббадо (режиссер — Петер Штайн). После этого он сотрудничал с такими именитыми дирижерами, как Зубин Мета, Джузеппе Синополи, Джеймс Конлон, Георг Шолти, Антонио Паппано, Жорж Претр, Риккардо Шайи, Валерий Гергиев, Марек Яновский, Мишель Плассон и другие.

В репертуар певца вошли партии Курвенала, Амфортаса, Голландца, Ганса Сакса («Тристан и Изольда», «Парсифаль», «Летучий голландец», «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера), Скарпиа («Тоска» Пуччини), Дона Пизарро («Фиделио» Бетховена), Синей Бороды («Замок герцога Синяя Борода» Бартока). Он пел на крупнейших оперных сценах мира, в числе которых Опера Бастий в Париже, Королевский оперный театр Ковент-Гарден в Лондоне, Баварская государственная опера, Опера Цюриха, Национальная опера Нидерландов в Амстердаме, театр Лисеу в Барселоне, Венская государственная опера, Королевский театр в Мадриде, Опера Лос-Анджелеса, Бункай Кайкан в Токио и др.

В 2001 году выступил в партии Иоканаана в концертном исполнении оперы «Саломея» Р. Штрауса на фестивале в Тэнглвуде, в сезоне 2003/04 дебютировал в этой роли в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, позже выступил в «Парсифале» Вагнера (Гурнеманц) в Лос-Анджелесе.

Альберт Домен прославился как один из лучших в мире интерпретаторов партии Вотана в тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». В полном цикле он выступал в этой роли в Триесте, Женеве, Катании, Гамбурге, Дойче Опер в Берлине, Венской государственной опере, Национальной опере Нидерландов, нью-йоркской Метрополитен-опере. В 2007 году дебютировал как Вотан на Байройтском фестивале, став постоянным участником вагнеровского форума.

Он пел также Ганса Сакса и Гурнеманца в Большом театре Женевы, Ореста («Электра» Р. Штрауса) в Барселоне и Баден-Бадене, Дона Пизарро в различных оперных театрах Италии, Мадриде и Баден-Бадене под управлением Клаудио Аббадо, Иоканаана в новой постановке «Саломеи» в Национальной опере Нидерландов, Барака («Женщина без тени» Р. Штрауса) во Флоренции, Командора («Дон Жуан» Моцарта) в Венской государственной опере. В 2013 году дебютировал в роли Фальстафа в одноименной опере Верди в новой постановке в Штутгарте, затем выступил в роли Короля Марка («Тристан и Изольда») в Венской государственной опере и в заглавной партии в опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Овьедо, а также дебютировал в партии Рокко («Фиделио») в Женеве.

Среди недавних ангажементов певца — «Моисей и Аарон» Шёнберга (Священник) в Королевском театре в Мадриде, «Электра» (Орест) в Сан-Паулу, «Кольцо нибелунга» (Альберих), Ариадна на Наксосе» (Учитель музыки) и «Летучий голландец» в дрезденской Земпер-опере, а также «Кольцо нибелунга» в Токио под управлением Кристиана Тилемана, «Нюрнбергские майстерзингеры» (дебют в партии Фейта Погнера) в миланском театре Ла Скала, «Летучий голландец» и «Тристан и Изольда» в театре Лисеу в Барселоне, новые постановки опер «Вольный стрелок» Вебера (Отшельник) в Вене, «Валькирия» Вагнера (Хундинг) в Бари, оратория «Рай и Пери» Шумана в театре Массимо в Палермо. В 2020 году поет в операх Вагнера в Болонье («Тристан и Изольда»), Милане («Тангейзер») и Сан-Франциско («Летучий голландец» — Даланд).

Альберт Домен также много выступает в концертных программах, исполняя репертуар от шедевров барокко до сочинений XX века. Он участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена под управлением Курта Мазура и Джеймса Левайна, Восьмой симфонии Малера под управлением Валерия Гергиева, Кристиана Тилемана и Юкки-Пекки Сарасте, оратории «Песни Гурре» Шёнберга под управлением Джеймса Левайна и Кента Нагано, «Немецкого реквиема» Брамса под управлением Курта Мазура и др.

В обширной дискографии певца особый интерес представляют «Флорентийская трагедия» Цемлинского с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Риккардо Шайи и три оперы, записанные под управлением Георга Шолти («Женщина без тени», «Фиделио» и «Нюрнбергские майстерзингеры»).

Дмитрий Скориков

Дмитрий Скориков родился в 1974 году в Рузе. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Игоря Агафонникова) и Московский государственный институт музыки имени Шнитке по специальности «сольное пение» (класс профессора Алевтины Белоусовой).

Сразу по окончании вуза стал солистом театра «Геликон-опера» (2002). В его репертуаре более двадцати ведущих партий, в том числе Дон Бартоло и Лепорелло («Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта), Дон Паскуале («Дон Паскуале» Доницетти), Фальстаф («Фальстаф» Верди), Тимур («Турандот» Пуччини), Адвокат Коленатый («Средство Макропулоса» Яначека), Борис Годунов и Пимен («Борис Годунов» Мусоргского), Гремин и Кочубей («Евгений Онегин» и «Мазепа» Чайковского), Сальери («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова) и Фамусов («Чаадский» Маноцкова).

С 2016 года — приглашенный солист Самарского театра оперы и балета. Удостоен номинации на Национальную театральную премию «Золотая Маска» (2017) за роль Бориса Тимофеевича Измайлова в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. На сцене Большого театра России исполнил партии Воеводы Полкана («Золотой петушок» Римского-Корсакова) и Мага Челия («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева). В Михайловском театре в Санкт-Петербурге выступал в операх «Севильский цирюльник» Россини (Дон Бартоло), «Богема» Пуччини (Коллен) и «Русалка» Дворжака (Водяной). В 2014 году принимал участие в VI Большом фестивале Российского национального оркестра на сцене Концертного зала имени Чайковского, где исполнил партию Писаря в опере «Майская ночь» Римского-Корсакова.

Гастролировал с труппой театра во Франции, Испании, Италии, Нидерландах, Израиле, Ливане, Азербайджане, Китае, Южной Корее и Таиланде. Ведет активную концертную деятельность в Москве и других городах России, выступает с симфоническими оркестрами и оркестрами народных инструментов. Сотрудничал с известными дирижерами: Геннадием Рождественским, Эри Класом, Михаилом Плетнёвым, Василием Синайским, Владимиром Понькиным, Юрием Башметом, Михаилом Татарниковым и другими. Участвовал в совместных проектах со звездами мировой оперной сцены, среди которых Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Дмитрий Корчак и Лора Клейкомб. Постоянный участник программы «Романтика романса» на телеканале «Культура».

Наталья Мурадымова

Наталья Мурадымова окончила Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (класс профессора Николая Голышева) в 2003 году. Лауреат XVIII Международного конкурса имени М.И. Глинки (Казань, 1999), Международного конкурса вокалистов имени Антонина Дворжака в Карловых Варах (1999; I премия), I Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2003; II премия).

В 2000–2003 гг. была солисткой Екатеринбургского академического театра оперы и балета, где исполняла партии Иоланты в одноименной опере Чайковского, Татьяны и Марии («Евгений Онегин» и «Мазепа» Чайковского), Памины («Волшебная флейта» Моцарта), Мими («Богема» Пуччини), Микаэлы («Кармен» Бизе).

С 2003 года — солистка Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где в ее репертуар вошли партии Елизаветы («Тангейзер» Вагнера), Берты («Севильский цирюльник»), Тоски («Тоска» Пуччини), Тамары («Демон» Рубинштейна), Сусанны («Хованщина» Мусоргского), Фаты Морганы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Леди Макбет («Макбет» Верди). За роль Медеи в одноименной опере Керубини певица была удостоена оперной премии Casta Diva (2015); за роль Костельнички Бурыйи («Енуфа» Яначека) — Национальной оперной премии «Онегин» (2018) и российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2019).

В 2006 году участвовала в мировой премьере оперы Вайнберга «Пассажирка» (Марта). В 2016 году дебютировала в партии Принцессы Турандот в одноименной опере Пуччини в Театре оперы и балета Удмуртской Республики (Ижевск). В 2019 году дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Тоски и в Немецкой опере на Рейне (Дуйсбург) в партии Лизы («Пиковая дама» Чайковского).

Наталья Мурадымова неоднократно выступала также в концертных программах, в частности, в проекте «Хворостовский и друзья» на сцене Большого зала консерватории. В 2017 году с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан и Александром Сладковским записала Симфонию № 14 Шостаковича и исполнила «Колокола» Рахманинова на VII Международном фестивале «Белая сирень»; приняла участие в благотворительном концерте «Встань и иди!» в помощь детям с ДЦП. Выступает с камерными программами старинной музыки в проектах органистки Анастасии Черток.

Наталья Мурадымова четырежды участвовала в фестивале «Опера Априори»: в 2015 году — в программе «Милый друг» (фрагменты из опер Чайковского, Российский национальный оркестр, дирижер Александр Сладковский); в 2017 году — в российской премьере оперы «Дева в башне» Сибелиуса (главная роль) и в концертном исполнении оперы «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова (Царевна) с оркестром Musica Viva под управлением Олли Мустонена; в 2018 году представила на сцене МАМТа российскую премьеру концертной арии «Ah, perfido» Бетховена с оркестром театра под управлением Максима Емельянычева, а также приняла участие в сольном концерте Томаса Хэмпсона; в 2019 году исполнила монооперу «Возвращение» Алексея Курбатова (мировая премьера).

Артём Сафронов

Артём Сафронов родился в Риге. В 2009 году окончил с отличием Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Константина Лисовского). В оперной студии академии исполнял партию Ленского («Евгений Онегин» Чайковского). В 2012 году окончил аспирантуру Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс профессора Зураба Соткилавы).

Обладатель Гран-при конкурса «Русская культура» в Латвии (2004). Лауреат молодежного фестиваля камерной вокальной музыки имени Надежды Юреневой (2009).

С 2011 года — солист-стажер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, с 2013 года — солист труппы. В репертуаре певца — партии Рудольфа («Богема» Пуччини), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Царевича Гвидона («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Вальтера фон дер Фогельвейде («Тангейзер» Вагнера), Лизандра («Сон в летнюю ночь» Бриттена), Райнера Марии Рильке («Метаморфозы любви» Журбина; участвовал в мировой премьере на Малой сцене МАМТа) и другие.

Работал с известными дирижерами, среди которых Вольф Горелик, Уильям Лейси, Александр Лазарев, Феликс Коробов, Евгений Бражник, Вячеслав Волич, Симон Кречич, Александр Рудин, Кери-Линн Уилсон. Сотрудничал с Московским камерным оркестром Musica Viva, вокальным ансамблем Intrada, Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова.

Участвовал в мировой премьере «Кадиша» для тенора, хора и оркестра Алексея Курбатова (2014, Концертный зал имени Чайковского; дирижер Максим Рысанов) и российской премьере оперы «Дева в башне» Сибелиуса (партия Возлюбленного) на закрытии IV Международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори» (2017, «Филармония-2»; дирижер Олли Мустонен). Выступил в партии Бертрана в концертном исполнении оперы «Иоланта» Чайковского под управлением Александра Сладковского в Казани (2017, Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева) и Москве (Большой зал консерватории). В 2018 году исполнил партию Путешественника во времени в опере Ильи Демуцкого «Для черного квадрата» (мировая премьера, совместный проект журнала GQ и Государственной Третьяковской галереи) и партию Макса в опере «Вольный стрелок» Вебера на оперном фестивале в Райнсберге (Германия).

С 2019 года — солист Латвийской национальной оперы. В марте 2020 года примет участие в концертном исполнении оперы Вагнера «Летучий голландец» (Эрик) в Казани, Челябинске и Москве с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.

Евгения Сегенюк

Евгения Сегенюк родилась в Москве в семье музыкантов. Окончила с отличием дирижерско-хоровой факультет Российской академии музыки имени Гнесиных (1994), вокальный факультет РАМ (1996) и ассистентуру-стажировку вокального факультета (1998). С 1997 года — стажер, с 1999 года — солистка оперной труппы Большого театра. Лауреат премии Попечительского Совета Большого театра (2005). Лауреат Всероссийского конкурса «Лидер года» в номинации «Лучшая оперная певица» (2007). Обладатель Гран-при XVII Международного фестиваля-конкурса Musica Classica (2015).

В репертуаре певицы — Полина и Графиня, Ольга, Фёдор Басманов («Пиковая дама», «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского), Ваня («Жизнь за царя» Глинки), Лель, Любаша («Снегурочка», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Бланш, Клариче, Гадалка («Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел» Прокофьева), Фенена («Набукко» Верди), Вагнер («Дети Розенталя» Десятникова, мировая премьера), Балда («Сказка о попе и его работнике Балде» Александра Праведникова, мировая премьера), Снежная Королева («История Кая и Герды» Баневича), Епанчина («Идиот» Вайнберга), Сонетка («Катерина Измайлова» Шостаковича), партии в произведениях кантатно-ораториального жанра Россини, Перголези, Дворжака, Моцарта, Верди, Сальери, Бетховена, Малера, Чайковского, Вагнера. В частности, в 2003 году исполнила партию альта в симфонии-кантате «Песнь о земле» Малера (одноименный балет в постановке Королевского театра Ковент-Гарден, гастроли в Большом театре). Сыграла драматическую роль Катарите в балете «Тамаши» («Дух») на музыку группы KODО.

Специально для Евгении композитором Валерией Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня»). Певица имеет также обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами. В соавторстве с Ларисой Голушкиной написала и осуществила постановку пьесы «Николай Голованов. Сокровенное», в основу которой легли романсы Голованова в исполнении Евгении Сегенюк (2015). Участница проекта режиссера Олега Найденышева «Рок и Опера».

Исполнила партию Хозяйки замка в российской премьере оперы Сибелиуса «Дева в башне» и партию Кащеевны в опере «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова (оркестр Musica Viva, дирижер Олли Мустонен) на закрытии IV фестиваля «Опера Априори».

Сотрудничала с выдающимися дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Гинтарас Ринкявичюс, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Михал Клауза и другие; с известными режиссерами, такими как Борис Покровский, Франческа Дзамбелло, Петер Конвичный, Александр Титель, Эймунтас Някрошюс, Александр Сокуров, Лев Додин, Сергей Женовач, Римас Туминаc, Дмитрий Белянушкин, Питер Устинов, Валерий Фокин, Евгений Арье.

Неоднократно принимала участие в авторских концертах Тихона Хренникова и записях его произведений. Гастролирует по России и за рубежом — в Южной Корее, Италии, Гонконге, Польше, Словении, Великобритании, Финляндии, Латвии, Греции, Японии, Марокко, Иордании, Украине, Норвегии, Дании. Преподавала в РАМ имени Гнесиных.

Кирилл Матвеев

Кирилл Матвеев родился в 1984 году. В 2014 году окончил Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского. Во время учебы исполнял партии в операх «Кармен» Бизе (Хозе), «Риголетто» Верди (Герцог), «Богема» Пуччини (Рудольф). Лауреат Международного конкурса вокалистов имени Антонина Дворжака в Карловых Варах (Чехия, 2017, II премия) и Международного конкурса вокалистов имени Марии Краи в Тиране (Албания, 2019).

Профессиональную деятельность начал в 2014 году на сцене Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, где в его репертуар вошли партии в операх «Князь Игорь» Бородина (Владимир Игоревич, Ерошка), «Борис Годунов» Мусоргского (Самозванец), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Лыков), «Летучий голландец» Вагнера (Рулевой), «Пассажирка» Вайнберга (Третий эсэсовец), «Русалка» Дворжака (Принц), «Волшебная флейта» Моцарта (Тамино).

С 2018 года — солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Участвует в постановках опер «Кармен» Бизе (Хозе), «Отелло» Верди (Кассио), «Тоска» Пуччини (Каварадосси), «Енуфа» Яначека (Лаца Клемень), «Война и мир» Прокофьева (Анатоль Курагин, Платон Каратаев), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Натанаэль), «Пиковая дама» Чайковского (Чекалинский).

Выступал с концертами в Чехии (Кутна-Гора, Пльзень, 2018), участвовал в фестивале «Пражская весна» (2019).

Александр Сладковский

Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс Владислава Чернушенко). Лауреат III Международного конкурса имени С.С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (1999).

Дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Был главным дирижером Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, работал также с Российским национальным оркестром. В 2001 году в Эрмитажном театре дирижировал в концерте в честь визита Ее Величества королевы Нидерландов Беатрикс. В 2005 году был приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки оперы «Кармен» Бизе, в 2006-м — Мстиславом Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки — в Санкт-Петербургской консерватории). В 2006–2010 гг. — дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

С 2010 года — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Маэстро радикально изменил ситуацию в коллективе, значительно повысив его статус в музыкально-общественной жизни Республики Татарстан и России. ГСО РТ под руководством Сладковского — первый российский региональный коллектив, чьи выступления записаны на телеканалах Medici.tv и Mezzo. Он также стал первым и остается единственным региональным оркестром, проводящим собственный абонемент в Московской филармонии.

В 2016 году в рамках европейского турне ГСО РТ впервые за свою историю дал концерты в Брукнерхаусе (Линц) и Золотом зале Музикферайна (Вена). В декабре 2018 года состоялись первые гастроли коллектива в Китае, в 2014 и 2019 годах оркестр и Александр Сладковский приняли участие в фестивале «Безумный день» (La folle journée) в Японии и Франции. Концерт фестиваля «Безумный день» в Нанте в 2019 году был записан и транслировался на канале ARTE.

В 2012 году оркестр под управлением Александра Сладковского выпустил «Антологию музыки композиторов Татарстана» и альбом «Просветление» под лейблами Sony Music и RCA Red Seal Records. В 2016 году под управлением маэстро на фирме «Мелодия» были записаны три симфонии Малера, все симфонии и концерты Шостаковича. Весной 2020 года состоялся релиз всех симфоний и инструментальных концертов Чайковского на лейбле Sony Classical.

Оркестры под управлением Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), Московский Пасхальный фестиваль, Crescendo, Музыкальный фестиваль земли Шлезвиг-Гольштейн, Веймарский фестиваль искусств, Будапештский весенний фестиваль, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори», Братиславский музыкальный фестиваль, «День России в мире — Russian Day» (Женева), Международный фестиваль искусств имени П.И. Чайковского в Клину, фестиваль фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антероне (Франция) и другие.

Осенью 2019 года Александр Сладковский выступил дирижером-постановщиком оперы «Травиата» Верди в московском театре «Геликон-опера» (режиссер — Дмитрий Бертман).

Александр Сладковский — основатель и художественный руководитель музыкальных фестивалей «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас» и др.

Дирижер удостоен почетных званий «Народный артист Российской Федерации» (2016) и «Народный артист Республики Татарстан» (2020), премии Олега Янковского «Творческое открытие» (2012), ордена «Дуслык» — «Дружба» за особые заслуги перед Республикой Татарстан (2015), Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» за особое внимание к творчеству композитора и за организацию Международного фестиваля «Белая сирень» (2019). Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2019 году Александр Сладковский учредил ежегодную именную стипендию в Московской государственной консерватории для поддержки молодых дирижеров — студентов кафедры оперно-симфонического дирижирования.

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан входит в число лучших коллективов России. С тех пор, как в 2010 году его возглавил Александр Сладковский, он стал одним из самых динамично развивающихся отечественных оркестров.

Идея создания симфонического оркестра в Татарстане принадлежала председателю Союза композиторов Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову. По инициативе Жиганова и первого секретаря татарского обкома КПСС Фикрята Табеева в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин. После смерти Натана Григорьевича в 1979 году с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. В 1985 году на должность художественного руководителя и главного дирижера был приглашен народный артист России и Казахской ССР Фуат Мансуров, который проработал в татарском оркестре 25 лет. В 2010 году, после смерти Фуата Шакировича, новым художественным руководителем и главным дирижером был назначен заслуженный артист России Александр Сладковский (народный артист России с 2016 года), с которым Государственный симфонический оркестр Татарстана начал 45-й сезон и открыл новую страницу в истории оркестра.

Организованные ГСО РТ международные музыкальные фестивали — «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас» — признаны одними из самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и России. Оркестр учредил проект «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательные проекты для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительные проекты «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.

Концерты с участием ГСО РТ с успехом проходят в Москве, Перми, Оренбурге, Иркутске, Сочи, Тюмени в рамках фестивалей Сrescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», «Черешневый лес», «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори», Международного фестиваля искусств имени П.И. Чайковского в Клину, Международного фестиваля фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антероне (Франция), фестивалей La folle journée («Безумные дни») в Японии и Франции и других. В 2016 году в рамках европейского турне оркестр впервые за всю историю дал концерты в Брукнерхаусе (Линц) и Золотом зале Музикферайна (Вена). В декабре 2018 года состоялись первые гастроли ГСО РТ в Китае. В 2019 году в Нанте (Франция) телеканал ARTE провел запись и трансляцию выступления коллектива на фестивале «Безумные дни».

С оркестром сотрудничают всемирно известные солисты — Ольга Бородина, Хибла Герзмава, Суми Чо, Симона Кермес, Альбина Шагимуратова, Анна Бонитатибус, Динара Алиева, Пласидо Доминго, Роберто Аланья, Ильдар Абдразаков, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Николай Цнайдер, Леонидас Кавакос, Сергей Крылов, Гидон Кремер, Алена Баева, Юрий Башмет, Давид Герингас, Михаил Плетнёв, Денис Мацуев, Борис Березовский, Барри Дуглас, Николай Луганский, Александр Торадзе, Екатерина Мечетина, Игорь Бутман, Сергей Накаряков, Алексей Огринчук, Игорь Фёдоров и другие.

ГСО РТ под руководством Александра Сладковского стал первым российским региональным коллективом, чьи выступления записаны телеканалами Medici.tv и Mezzo. В 2012 году оркестр выпустил два альбома под лейблами Sony Music и RCA Red Seal, в 2016 году на фирме «Мелодия» записал три симфонии Малера (№ 1, 5, 9), все симфонии и инструментальные концерты Шостаковича. Весной 2020 года состоится релиз всех симфоний и инструментальных концертов Чайковского на лейбле Sony Classical.

Сегодня Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского — первый и единственный региональный оркестр, проводящий собственный ежегодный абонемент в Московской филармонии.

Академический Большой хор «Мастера хорового пения»

Академический Большой хор (АБХ) был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.

В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название — «Мастера хорового пения» — предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

За 90 лет хор исполнил более 15000 произведений — опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-при конкурса грамзаписей в Париже, Золотая медаль в Валенсии).

В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер — Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие АБХ. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер — Владимир Спиваков).

В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.

В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И.С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах Академический Большой хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д.А. Медведева и В.В. Путина.

Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители — Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители — Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.

В 2014 году во время турне коллектива по Коста-Рике артисты были приглашены в Резиденцию Президента, где состоялась встреча с руководителем страны и концерт. Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др. Коллектив гастролирует в различных регионах России, в том числе в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна