Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

У войны не женское лицо

Омский академический драматический театр | 1988 | СССР | Драма | 114 мин.
Режисcёр: Геннадий Тростянецкий, Ольга Соковых
В ролях: Елена Псарева, Светлана Яковенко, Капитолина Барковская, Любовь Трандина, Надежда Надеждина (II), Татьяна Филоненко, Елизавета Романенко, Надежда Живодерова, Наталья Валисиади
7030

Премьера спектакля состоялась 5 ноября 1984 года и посвящена была 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.


Сценарий по книгам Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», Льва Гинзбурга «Бездна» (на основании документов судебного процесса над нацистскими преступниками показывает злодеяния одной из частей СС), пьесе Петера Вайса «Дознание» (она построена на материалах нашумевшего франкфуртского процесса 1963 — 1965 гг.) написал сам режиссер.


Строки из опубликованного дневника белорусской писательницы Светланы Алексеевич вполне могли стать эпиграфом к спектаклю: «О войне вспоминали всегда: в школе и дома, на свадьбах и крестинах, в праздники и на поминках. Даже в детских разговорах. Соседский мальчик однажды спросил меня: «А что делают под землей эти люди? После войны их там больше, чем на земле“. Нам тоже хотелось разгадать тайну войны».


В большей степени на основе ее повести, которая стала и названием спектакля, построено действие. Документальная повесть и документальный спектакль. В нем нет привычной интриги, всем изначально известно, что героини остались в живых, так как именно они после войны рассказывали писательнице о «своей войне». Но интрига на уровне Жизни и Смерти все-таки существует... Как молодые девчонки вынесли такую жизнь, что случилось с ними потом, после войны, смогли ли адаптироваться к послевоенной жизни. И в то время, и сегодня трудно поверить, что жизнь, превратившаяся только в войну, могла быть так жестока тысячу четыреста восемнадцать дней и ночей. И любовь, и романтика, и дружба, и встречи, и расставания, и письма, и песни, и книги — это все равно война, это постоянное присутствие осознания того, что завтра может не наступить...


«У войны не женское лицо» — этот тот спектакль, когда актерам не дано право ни на миллиграмм неправды, когда надо эти женские судьбы не сыграть — прожить на том изломе, пределе человеческих сил, когда обострены, обнажены и нервы, и чувства, и когда ты знаешь, повторюсь, что «завтра» может не наступить никогда.


«Когда посмотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного», — сказала Александра Ивановна Мишутина, сержант, санинструктор. В этих словах обычной женщины, а не героини, которая прошла-прожила всю войну, а потом вышла замуж, родила троих детей, нянчила внуков, и заключена главная идея книги и спектакля.


Спектакль начинается с современности, и, как и хроника, записанная на магнитофон, уходит в былое, чтобы в финале снова вернуться в восьмидесятые годы. Четыре пожилых актрисы, которых принимают за зрительниц первого ряда партера, встают и поочередно рассказывают, где их застала война и что было дальше. Четыре актрисы рассказывают о себе, чтобы потом стать персонажами спектакля.


В те годы спектакль имел невероятный успех. Вот фрагмент одной из статей в омской газете тех лет, которая хранится в музее театра: «Десятки раз выходили на сцену героини спектакля, и десятки раз стоя аплодировал им зал. Но спектаклю было тесно в рамках театральной сцены. Творческий коллектив выступал в районных Домах культуры, клубах боевых подруг, в центральном городском лектории, на предприятиях, в хозяйствах, и везде его встречали благодарно и взволнованно, принимая актерские работы, как живое отражение нашей сегодняшней жизни и горькой памяти о войне».


Омск, Вильнюс, Волгоград, Москва — вот география гастролей спектакля «У войны не женское лицо». Встречи со зрителями, с критиками, молодыми драматургами, и, главное, со своими героинями, с теми, кто поделился своими воспоминаниями о войне, с теми, чьи имена навеки остались и в повести автора, и программках этого спектакля.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Андрей Гончаров
  • 1979
  • 136 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Драма
  • Михаил Бычков
  • 2012
  • 103 мин

Воронежский Камерный театр

  • Драма
  • Алина Казьмина
  • 1986
  • 55 мин
​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть