16+

Единственный свидетель

Драма
1973
113 мин
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Авторы пьесы — очень популярные в те годы драматурги Ариадна и Петр Тур. В некоторых аннотациях написано — «братья Тур». Действительно Петр Тур (настоящая фамилия — Рыжей) известен как один из братьев Тур (вместе с Леонидом Тубельским), с которым с 1932 года работал в кино. Считается, что Братья Тур способствовали развитию жанра советской приключенческой драматургии. По их пьесе «Очная ставка», например, снята классика этого жанра «Ошибка инженера Кочина» (1939 г.). Но не менее известны и другие их работы: «Поединок» (1945, совм. с Шейниным), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Встреча на Эльбе» (1949, совм. с Шейниным), «Испытание верности» (1954), «Софья Ковалевская» (1956), «Золотой эшелон» (1959) и др. После смерти Л. Тубельского он работал в содружестве со своей женой Ариадной Тур. Ариадна Гельц-Тур одрно время была актрисой, а потом, судя по всему, неплохим драматургом. Так вот, пьесы «Единственный свидетель», «Посол Советского Союза», и ряд других — результат этого союза.

Режиссер спектакля Виктор Яковлевич Станицын — выдающийся театральный актёр, режиссер, педагог. Один из корифеев МХАТовской сцены. Сыграл множество ярких ролей в театре и несколько заметных ролей в кино: «Чины и люди», «Зори Парижа», «Падения Берлина», «Война и мир», «Анна Каренина». Как режиссер он известен такими работами, как «Пиквикский клуб» по Диккинсу, «Последние дни» по М. Булгакову, «Русские люди» по К. Симонову, «На всякого мудреца довольно простоты». Кстати, свою первую Сталинскую премию (а их было четыре) плюс Государственная премия РСФСР, он получил в 1947 году за постановку спектакля «Победители».

Сейчас в двадцать первом веке трудно понять, почему в середине двадцатого века театр обратился к данной пьесе. Изменилось понятие «нужности — ненужности», очень многие ценности девальвировались, или перешли в «другой градус». В наши дни вопрос, который, как писали многие критики, мучает большую часть спектакля двух главных героев «делать или не делать операцию, имеешь или не имеешь на это право», мне кажется, не актуален, когда дипломы врачей и покупаются и продаются. Судите сами, вот содержание пьесы и спектакля… Известный хирург академик Сабурова решилась на очень трудную операцию ею же в свое время разработанным методом. Профессор Садовников открыл Сабуровой горькую правду: различные симпозиумы, совещания и встречи отдалили ее от практической хирургии, и было бы правильнее поручить операцию другому, молодому врачу. Властный по натуре человек, Сабурова встретила совет коллеги, как тяжкую обиду, однако вскоре нашла в себе силы признать его правоту. Но не спешите перечеркивать свое первоначальное желание посмотреть видео и узнать — что дальше? Все не так просто, когда на сцену выходит такая актриса, как Ангелина Степанова. Каждое время, возьмем, к примеру, двадцать лет от каждого века, рождает двух, от силы трех актрис такого уровня, актрис «от бога», всего за триста лет наберется тридцать фамилий во всех известных театральных странах мира. Возможно, я на пару фамилий ошиблась…

Вот Ангелина Иосифовна из этого числа… Она ушла от нас в 2000 году. На телевидении успели снять несколько спектаклей: «Единственный свидетель», «Чрезвычайный посол», «Милый лжец».

Актриса Ангелина Степанова всегда помнила, что главное в её жизни — театр, а остальное к нему прилагается. Она много работала на радио (запись рассказов о старом МХАТе, стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др. Кстати, Ангелина Иосифовна дебютировала у Евгения Вахтангова (училась в 3й студии МХТ) в спектакле «Принцесса Турандот» (танцовщица). Вспоминают, что Евгений Багратионович видел ее на третьем отборочном туре, худющую, замученную, и сказал: «Упрямая девчонка. Мы не возьмем — она ещё куда-нибудь пойдет…»

В спектакле, который сейчас предстоит посмотреть, есть сцена, где после тяжелого разговора с профессором Садовниковым (Лев Золотухин), академик Сабурова должна принять решение, кто будет делать операцию. Она одна в предоперационной комнате, кругом «хай тек», выбеленные стены, Сабурова в белом халате, и белой шапочке… Только глаза… От крупного — до супер крупного плана — такое решение сцены у оператора… Текста почти нет… Сцена, которая длится семь минут, пролетает в миг! Смысл примерно такой: как она, боевой хирург, спасшая жизнь сотням людей, дошла до жизни такой, что коллеги могут усомниться в ее компетенции, в ее руках? Зачем и когда это случилось? Как она позволила себя убедить в своей вседозволенности, в своей непогрешимости?

Режиссеры: Виктор Станицын, Мария Муат
В ролях: Ангелина Степанова, Лев Золотухин, Галина Калиновская, Владимир Муравьев, Луиза Кошукова, Ирина Мирошниченко, Анатолий Семенов, Виталий Беляков, Юрий Ларионов, Татьяна Махова, Геннадий Кочкожаров, Владимир Привальцев, Владислав Буш

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна