Здания с шагом в век: 1916, 1816, 1716…

Кто знает, какие произведения архитектуры появятся в России в 2016 году? Предвидеть или угадать невозможно — в наших силах только вспоминать прошлое. Давайте отправимся в путешествие во времени и будем останавливаться в шестнадцатых годах каждого века и рассматривать один архитектурный шедевр. Начинаем обратный отсчет вместе с Софьей Багдасаровой.

1916 год

Особняк и конюшни Леона Манташева в Москве были заложены в 1913 году, когда строительный бум московских особняков был еще в разгаре. А закончили строительство уже под конец Первой мировой войны. Нефтепромышленник Леон Манташев (Манташянц) — известный коннозаводчик и владелец лошадей, построил свой дом неподалеку от столичного ипподрома. Любопытно, что, помимо архитектора Аршака Измирова, соавторами этого здания в стиле псевдобарокко (с арочками, башенками и колоннами) были братья Веснины, впоследствии знаменитые мастера конструктивизма. В наши дни оно принадлежит Театру классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва
.

1816 год

Здание Биржи в Санкт-Петербурге архитектор Тома де Томон начал строить в 1805 году, но из-за наполеоновского нашествия строительство ненадолго было остановлено. В 1816 году Биржа — одно из красивейших сооружений на стрелке Васильевского острова
 — была наконец завершена. На протяжении XIX века в ее стенах работала петербургская товарно-сырьевая биржа, а в 1939 году там поселился Центральный военно-морской музей
, в 2012 году переехавший в Морские казармы на Крюковом канале. Ныне здание, которое одно время хотели передать современным биржевикам, опять принадлежит музею — на сей раз Эрмитажу, который посвятит этот филиал теме геральдики.

1716 год

Петровские ворота украшают Петропавловскую крепость
 — одно из ключевых сооружений Северной столицы времен Петра Великого. Считается, что сначала, в 1708 году, они были деревянными, а в 1716–1717 годах их перестроили в камне по проекту Доменико Трезини. Вышло изящное сооружение в итальянском духе — кстати, первая триумфальная арка в Петербурге и единственная сохранившаяся в городе с той эпохи. Одно из главных украшений ворот — барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром»: аллегория на победу Петра I над шведским королем Карлом XII. Церковь, изображенная в центре рельефа, — первое здание Петропавловского собора, а фигура справа от нее имеет сходство с императором.

1616 год

Дальше в нашем путешествии во времени — только религиозные сооружения. Увы, иных не сохранилось. Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле был построен в неурожайный для русской архитектуры период: только-только закончилось Смутное время, лишь недавно на русский престол были возведены Романовы. Страна начинала наслаждаться покоем и приводить себя в порядок. Именно в память освобождения России от польского нашествия обитель и была основана. А также в честь недавнего избавления города от мора, который случился, когда через Ярославль проходило ополчение Минина и Пожарского. Первоначальные деревянные храмы тех лет не сохранились — со временем их сменили каменные. В наши дни монастырь вернули Православной церкви, которая восстанавливает его после хозяев советского периода, в том числе мебельной фабрики.

1516 год

Московский собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре
строился в 1514–1517 годах. Архитектором его был итальянец Алевиз Фрязин (автор кремлевского Архангельского собора
) — один из многих иностранных мастеров, приглашенных в город во время расцвета Московского княжества. Храм оказался первым на Руси примером центрического многолепесткового здания: вместо квадратного или прямоугольного плана здесь будто два четырехлистника, наложенных друг на друга. Идею эту Фрязин (чью настоящую фамилию мы не знаем, «фрязин» — это прозвище иностранца-франка, как «немец»), очевидно, привез из Италии, где в те годы как раз творили такие гении, как Микеланджело и Браманте.

1416 год

Чем дальше в глубь веков, тем труднее соблюдать точность с датами. Церковь Василия на Горке
в Пскове, древнейшее псковское здание XV века, строилась в 1413–1415 годах. Это один из многочисленных крохотных храмов, которые в Пскове виднеются везде, как грибы — такие же белые и приземистые. Лучшие русские церкви этой эпохи можно найти именно в Новгороде и Пскове — в северных землях, не разоренных татаро-монголами. В 2003 году церковь Василия на Горке была возвращена Русской православной церкви, а в 2009 году началась ее реконструкция.

1316 год

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище в Коломне — одна из древнейших в Подмосковье. Точной даты ее постройки нет, но, может быть, ее возвели в начале XIV века. Кстати, это одна из трех сохранившихся церквей — образцов послемонгольской архитектуры, еще бедноватых, но хотя бы каменных, с чем тогда было сложно. Об общем упадке строительного ремесла говорит то, что южная и северная стены этого храма не параллельны.

1216 год

Церковь Рождества Богородицы в Перыни (неподалеку от Новгорода), предположительно, построена в 1226 году — один из считанных храмов, возведенных на Руси в столетие вторжения татаро-монголов. Она воздвигнута в удивительном месте. Перынь — это небольшой остров (ныне только во время весенних паводков), где находилось языческое капище, посвященное богу Перуну. Идол божества там установил сам Добрыня в 980 году. После Крещения Руси его сбросили в Волхов, капище уничтожили, а чтобы окончательно вытравить прежний дух — построили церковь, а позже основали скит. Дух, впрочем, остался — уж слишком удивительной энергией обладает этот островок. Церковь Рождества Богородицы — одна из самых крохотных на Новгородщине
, всего 7,5 на 9,5 метра в плане и 12 метров в высоту.

1116 год

Николо-Дворищенский собор, строившийся в 1113–1136 годах, — второе древнейшее здание в Новгороде после Святой Софии
. Можно даже сказать — второе древнейшее в России: более старые соборы Киевской Руси в наши дни оказались на территории Украины и Белоруссии. Он был построен по приказу князя Мстислава, сына Владимира Мономаха, которому явился Николай Мирликийский. Собор Святителя Николая на Ярославовом Дворище (на Торгу) был главным новгородским храмом за пределами кремлевских стен, именно перед его входом собиралось народное вече. В храме сохранилось несколько фресок XII века. В настоящий момент он является филиалом Новгородского музея-заповедника
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна