Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Модницы Федора Рокотова

Его называют мастером загадочным и таинственным — как из-за лакун в биографии, так и из-за ускользающей дымки, которой наполнены его картины. Но нам захотелось оценить, насколько он был реалистичен. В помощь нам — история костюма, наука пусть и не такая точная, как арифметика, но все же наука. Был ли Рокотов тщательным в изображении деталей одежды? Оказывается, модели художника — действительно настоящие модницы! Причем внимание мастера к деталям не ослабевало целых полвека. Рассматриваем вместе с Софьей Багдасаровой.

МОДНИЦА 1750-Х ГОДОВ


Княжне Евдокии Борисовне Юсуповой в 1758 году было всего 14 лет. Но наряжена эта представительница богатейшей династии России как настоящая взрослая дама, пристально следящая за модой. У ее голубого бархатного платья — довольно глубокое декольте, украшенное бантом из той же ткани. Шея охвачена очень модным в ту пору украшением — кружевным присборенным рюшем. Другой кусочек драгоценного кружева, заправленный за рюш и ниспадающий в виде галстука, придает образу княжны легкую артистическую небрежность. Прическа у нее именно такая, какую сейчас носят в Париже, в том числе знаменитая маркиза де Помпадур, — гладко убранная, слегка припудренная головка. На затылке — голубая гофрированная лента и небольшое перышко. Отметим, как нарумянена девочка: по моде XVIII века, в местах натурального румянца. В наши дни так уже не румянятся. Причем это не портрет девушки на выданье: Юсупова выйдет замуж лишь в 30 лет (за сына Бирона, несчастливо).

МОДНИЦА 1760-Х ГОДОВ


Неизвестная дама из семьи Куракиных одета в бледно-нефритовое платье, на которое наброшена тончайшая накидка из тюля и кружев с капюшоном. В этом десятилетии носят уже совсем другие прически — ее напудренные волосы зачесаны довольно высоко. Их покрывает элегантный чепец с атласным бантом. Раз на ней чепец, значит, она, скорее всего, была замужней. На шее у нее очень изысканное и для того времени необычайно лаконичное украшение — черный шелковый шнурок, прихваченный на шее и груди небольшими бриллиантовыми застежками. Весьма элегантно для того времени, когда все хвастались размером своих бриллиантов. Шнурок отлично оттеняет кожу груди — белоснежную и, вероятно, набеленную свинцовыми белилами по тогдашней моде.

МОДНИЦА 1770-Х ГОДОВ


Наряд графини Дарьи Ивановны Уваровой — отличный пример страсти XVIII века к объемным отделкам из ткани: оборкам и рюшам всевозможных форм и видов. Очень часто тогда отделка платья изготовлялась из той же ткани, что и само платье. У Уваровой подобной присборенной полоской ткани украшены декольте и передняя часть лифа. Благодаря этой однотонности костюм не бросается в глаза и выглядит очень элегантным. Но если присмотреться — здесь и дорогостоящие кружева в целых три ряда, и изысканная отделка корсажа. Это однозначные свидетельства того, что модель принадлежит к богатому семейству. Ее модная прическа, перевитая лентами, — очень высокая (еще выше, чем в предыдущее десятилетие).

«Несмотря на то что Рокотов писал знатных дам, которые могли позволить себе дорогие ткани, тончайшие кружева и драгоценные украшения, на его портретах даже самый модный наряд никогда не выступает на первый план. Он только рамка для образа — прелестная, с изысканными деталями, но всего лишь рамка. В ту эпоху дама, следовавшая за модой, не могла обойтись без румян, белил и пудры, без рюшей и бантов, однако героини Рокотова не выглядят раскрашенными кокетливыми куколками. Они в первую очередь живые женщины, каждая — со своим характером, и лишь во вторую очередь — модницы».

Марьяна Скуратовская, историк костюма


МОДНИЦА 1780-Х ГОДОВ


На портрете графини Елизаветы Васильевны Санти мы видим пуф. Пуфы — это объемные высокие прически, которые вошли в моду в Париже в конце 1770-х; они продержались в ней не так долго, но яркий след в истории моды оставили. Это даже не прически, а некая конструкция с каркасом, начесами и накладными волосами. Однако на портрете пуф не вызывающе роскошен, а вполне умерен. И волосы у графини напудрены слегка, почти незаметно. Вместо драгоценностей или лент, которые носили с подобной куафюрой, в волосы воткнуты розы. Платье на графине — темное, с короткими рукавами, из-под которых выглядывают нижние светлые рукавчики. Видимо, модель одета в модный в начале 1780-х годов наряд в восточном стиле — а-ля султан или а-ля черкешенка. Декольте у платья очень глубокое, но оно почти полностью закрыто прозрачной косынкой фишю, прихваченной большим бантом из блестящей шелковой ткани в моднейшую полоску. А вот букет на груди у графини — лишь средство украсить картину и дань моде на пасторальность, в реальной жизни такое не носили.

МОДНИЦА 1790-Х ГОДОВ


Княгиня Екатерина Алексеевна Голицына позировала для Рокотова в сложное для моды время. В Париже — Великая французская революция, парижанам не до диктовки соседям новых фасонов. Все остальные страны не могут больше оглядываться на Париж, им приходится придумывать самим что-то новое. Или комбинировать из старого. Так, головной убор Голицыной в Париже тех дней сочли бы безнадежно старомодным: такие огромные прически во Франции перестали носить еще до Революции. С большого чепца, украшенного и бантом, и вышивкой белым по белому, спадает вуаль. Волосы у княгини напудрены — другой уходящий атрибут аристократизма. Однако как-то новые тенденции из Парижа все-таки добрались до портнихи Голицыной: у ее наряда завышенная талия, что будет характерным для ампирных платьиц начала грядущего, XIX века. Платье при этом несколько небрежно — это неглиже, домашняя одежда. В ту эпоху позировать в неглиже для портрета могли позволить себе только очень знатные дамы.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Посетители увидят более 200 произведений.

Подробнее

Закрытие летнего сезона «Военные оркестры в парках».

Подробнее

О мероприятиях регионов — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть