Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Мюзиклы советской сцены


Оперетта. «Театры радости» и история легкого жанра в России.

Текст, музыка, танец. Комедийное сценическое действо, в котором то поют, то говорят, то танцуют. Изначально в России был водевиль — музыкально раскрашенная пьеса. К середине ХIХ века первую скрипку в легком жанре заиграло музыкальное произведение. Подробнее о легком жанре на отечественной сцене - Наталья Летникова.

Оперетта — «младшая легкомысленная сестра» оперы. Красочная, веселая, искрометная. Оркестровые партии полегче, амплуа героев расписаны как по нотам: сразу ясно, кто герой, кто злодей, а кто красавица. За ариями не забывают про разговоры, и непременно — счастливый конец.

Появился жанр в музыкальной Европе — Австрии, Германии, Франции. Француз Жак Оффенбах считается его основоположником. «Прекрасная Елена» Оффенбаха стала опереточной премьерой России. В 1868 году спектакль вышел на сцене Александринского театра. До этого момента оперетты представляли лишь заезжие иностранные труппы.

В Москве за новый жанр взялись в саду «Эрмитаж». Появилась антреприза Михаила Лентовского. Успех был ошеломляющим. Легкий жанр покорил и молодого тогда Константина Станиславского. Увлечение будущего мэтра театром началось именно с оперетты. Константин Сергеевич выступал в этом жанре наряду с Верой Лядовой, Верой Комиссаржевской, Константином Варламовым.

  • 1984
  • Комедия
  • Георгий Ансимов
  • 139 мин
Изначально пели и танцевали под западные сочинения. Одна из самых популярных оперетт — «Летучая мышь». Признание у советского зрителя музыкальная история, написанная Штраусом за шесть недель, получила не сразу. Первое представление 1933 года в Московском театре оперетты было принято прохладно. Громкий успех «Летучую мышь» ждал только спустя 20 лет после премьеры и в другой редакции.


Настоящий расцвет нового вида искусства пришелся на эпоху нэпа. Легкий жанр вошел в число любимых развлечений состоятельного сословия. Появились театры оперетты. Один из первых — в Хабаровске — открыл двери под арии из «Сильвы» Имре Кальмана. Новый храм искусства тут же окрестили «театром радости». Публика повалила валом неслучайно: за дело взялся Дмитрий Джусто, начинавший свой творческий путь в московском театре «Эрмитаж» и петроградском «Палас-театре». Звучала музыка Франца Легара, Имре Кальмана и первых отечественных композиторов легкого жанра, в том числе — Исаака Дунаевского.


Постановка «Женихи» по Дунаевскому принесла успех тогда еще молодому Московскому театру оперетты. На афише появились новые имена: Николай Стрельников, Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Юрий Милютин.

«Легкий» жанр не означает «легкомысленный». Во время Великой Отечественной войны советские театры отдавали предпочтение патриотическому репертуару. С большим успехом на сценах страны шли «Девушка из Барселоны» (1942), «Раскинулось море широко» (1942), «Табачный капитан» (1944).

  • 1975
  • Комедия
  • Георгий Ансимов
  • 132 мин
Ленинградский театр музыкальной комедии не закрывался даже в блокаду и поддерживал своими спектаклями дух жителей осажденного города. 12 премьер, тысяча спектаклей... В 1945 году актеры театра встретили Победу премьерой оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох». Советский композитор пересказал музыкальным языком комедию русского драматурга Виктора Крылова. В этом же году премьеры прошли в Челябинске и Свердловске.

Широкая публика полюбила оперетту благодаря многочисленным телеверсиям самых известных спектаклей. Ведущая партия большинства романтических героинь принадлежала лирическому сопрано Татьяны Шмыги. Актриса пела на сцене Московского театра оперетты — и едва ли не в каждом доме.


Оперетта по-советски — больше чем просто куплеты о любви. Отечественные авторы придавали развлекательному жанру сатирические нотки, пародийность и даже элемент агитации. Массовая песня в едином порыве впоследствии выросла в особый жанр музыкальных комедий. С легкого пера Дунаевского, помимо арий из «Золотой долины» (1937), «Вольного ветра» (1947), «Белой акации» (1955), гремела «Широка страна моя родная». Музыка, полная оптимизма, звучала с экранов: фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Веселые ребята»... Те же оперетты о любви, ставшие новым жанром — музыкальной кинокомедией.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1934
  • Комедия, Комедии
  • Григорий Александров
  • 90 мин
  • 1936
  • Мюзикл, Комедия
  • Григорий Александров
  • 88 мин
  • 1938
  • Комедия, Комедии
  • Григорий Александров
  • 100 мин
Прямая трансляция 21 сентября, в 20:00. ГЦСИ

«Забытые имена русского авангарда. „Бубновый валет“ и „Союз молодежи“»

Прямая трансляция 21 сентября, в 19:00. Третьяковская галерея

«Антология рассказа: оттепель – заморозки - перестройка»

Прямая трансляция 21 сентября, в 20:00. Кафедральный собор св. Петра и Павла

«Времена года. Вивальди, Чайковский, Свиридов»

Прямая трансляция 20 сентября, в 19:00. «Ленфильм»

Обсуждение кинокартины «Развод по собственному желанию»

Прямая трансляция 19 сентября, в 11:15. Красная площадь

Трансляция со съемочной площадки картины «Увидеть Сталина»

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

Надежда Румянцева и ее роли

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

«Я не понимаю себя вне живописи»

Исаак Левитан и его одухотворенные пейзажи

В ней примут участие художники из 25 стран мира.

Подробнее

Лучшим спектаклем года признали «Царя Эдипа» Театра Вахтангова.

Подробнее

Концерты особого формата помогут молодой аудитории узнать и полюбить классическую музыку.

Подробнее

Лекции и беседы об искусстве, книжная ярмарка, мастер-классы и другие события.

Подробнее

О том, какие спектакли точно нельзя пропустить, рассказывает портал «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть