Войти Версия для слабовидящих
Популярное
  • 1966
  • Комедия, Мелодрама
  • Эльдар Рязанов
  • 88 мин
  • 1970
  • Драма, Литература
  • Андрей Кончаловский
  • 98 мин
  • 1968
  • Военный, История
  • Владимир Басов
  • 325 мин

«Мы идем смотреть «Чапаева»!»

Есть в богатой истории советского кино знаковые фильмы, фильмы-легенды. Эти картины давно уже вышли за рамки лишь кинематографического произведения и превратились в культурное явление отдельного порядка, стали символами определенного времени и конкретного периода развития отечественного кино. К таким фильмам, несомненно, относится «Чапаев», премьера которого состоялась 5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан».

Картину сняли режиссеры братья Васильевы. На самом-то деле Сергей Васильев и Георгий Васильев братьями не являлись — они были однофамильцами. Но можно не быть родственниками по крови, но абсолютно близкими людьми по духу и мировосприятию, поэтому свои совместные картины (а их у Васильевых восемь) они подписывали именно так.

Герой картины — легендарный красный командир, участник Первой мировой и Гражданской войн Василий Иванович Чапаев. Вместе с ним воевал Дмитрий Фурманов, который впоследствии написал роман «Чапаев». Этот роман и был взят за основу сценария фильма. Кроме того, работая над картиной, режиссеры использовали дневники Фурманова и воспоминания его жены Анны Фурмановой. Кстати, в честь нее героиня фильма, сражавшаяся бок о бок с Чапаевым и Петькой, и была названа Анкой — это та самая легендарная Анка-пулеметчица. Но вообще, братья Васильевы крайне серьезно углубились в тему: помимо этих источников, они скрупулезно изучали военные документы, историческую и мемуарную литературу, много времени провели в архивах и Музее Красной армии. К тому же режиссеры сами были участниками Гражданской войны, поэтому все эти реалии были им хорошо знакомы.

И тем не менее фильм «Чапаев» — это отнюдь не биографическое кино. Да, режиссеры были точны во многих деталях, но они творили скорее миф о Чапаеве, а не пытались досконально рассказать его подлинную историю. По их собственным словам, «стремясь разрешить проблему создания положительного образа в советском фильме, мы хотим волновать зрительный зал, мы хотим, чтобы наш зритель любил наших героев и ненавидел наших врагов». (С. и Г. Васильевы, «Чапаев». «Известия», 1934, 29 ноября).

В стремлении взволновать зрителей своей картиной братья Васильевы достигли подлинного совершенства. И это стало ясно уже на премьере «Чапаева» 5 ноября 1934 года в ленинградском «Титане». Первые зрители смотрели фильм с напряженным вниманием. Когда картина закончилась, притихшие люди не вставали с места, они были оглушены, поражены, а гибель героя в финале восприняли как личное горе. Директору кинотеатра даже пришлось подняться на сцену и сказать, что сеанс окончен, а затем предъявить публике «живого Чапаева» — актера Бориса Бабочкина, сыгравшего эту роль. Стоит ли говорить, что его зрители встретили громом аплодисментов.

«Образ Чапаева существовал во мне уже совершенно независимо от моего желания или нежелания. Он появился на свет и зажил своей самовольной, самостоятельной жизнью и уже не подчинялся ни режиссерам, ни консультантам, ни даже мне самому»

Борис Бабочкин


А дальше слава «Чапаева» стала расти как снежный ком. Вот что писала газета «Правда» 22 ноября 1934 года: «Главное управление кинофотопромышленности сообщает нам о мерах, принятых для того, чтобы «Чапаева» посмотрела вся страна. Ленинградская фабрика массовой печати фильмов круглые сутки в три смены размножает только «Чапаева». Прошло 15 дней с тех пор, как «Чапаев» впервые появился на экране. За этот короткий срок картину смотрело свыше двух миллионов зрителей».

Желающих посмотреть фильм было столько, что в некоторых городах сеансы шли круглосуточно. В кино отправлялись целыми колхозами, заводами, школами, другими учреждениями. Шли как на праздник, с транспарантами «Мы идем смотреть «Чапаева»!». И разумеется, смотрели картину не по одному разу. И каждый раз с замиранием сердца ждали финал — а вдруг Чапаев все-таки не утонет в водах реки Урал, а выживет?!

Важное

Первый Международный кинофестиваль в Москве  открылся картиной "Чапаев"

Причину всенародной любви к герою киновед Сергей Добротворский объяснял тем, что он был «немножко Робин Гуд, немножко большевик, а в целом — тот самый лубочный солдат, который и шилом брился, и кашу из сапога варил, а потом с шашкой наголо повел свое войско к лучшей жизни» (С. Добротворский, «Чапаев». «Сеанс», № 8, 1993). Что и говорить, это был действительно самый настоящий герой, именно такой, какого зритель ждал и хотел видеть на экране. А еще главные персонажи картины — Василий Иванович, Петька и Анка — стали героями многочисленных анекдотов, что свидетельствует об огромной народной любви и популярности.

Фильм был отмечен различными наградами — как в СССР, так и за рубежом. Картина была закуплена для проката во многих странах. А сам Чапаев как киногерой еще появлялся в киносборниках во время Великой Отечественной войны. Например, в сюжете агитационного фильма «Чапаев с нами» Василий Иванович переплывает-таки реку, а на другом берегу его ждут советские солдаты. С ними вместе он идет воевать с фашистами. Для тех солдатиков, смотревших этот фильм перед боями и знавших наизусть с детства «Чапаева» братьев Васильевых, наверное, было крайне важно, что их любимый герой с ними и они обязательно победят.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1923
  • Приключения, История, начало XX века
  • Иван Перестиани
  • 84 мин
  • 1930
  • Военный, Драма
  • Льюис Майлстоун
  • 101 мин
  • 1934
  • Приключения, Драма
  • Сергей Васильев
  • 91 мин
За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Он будет посвящен событиям XVII века.

Подробнее

Познакомиться с коллекцией музея можно во время виртуальной экскурсии.

Подробнее

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть