Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Ярославская майолика


Роспись по керамике в традициях русского рисованного лубка, основанная на переработке архаичной скульптуры.

Секретами изготовления майолики люди владели с глубокой древности. Такие керамические изделия из обожженной красной глины (отходов фаянса) покрывали непрозрачной глазурью и раскрашивали огнеупорными красками. Первые мастера по изготовлению резных изразцов были родом из Ирана, Египта и Вавилонии. Затем мастерство переняли и улучшили европейские ремесленники. По одной из версий, название разновидности керамики произошло от фамилии французского скульптора и художника Аристида Майоля, прославившегося на весь мир своими глиняными шедеврами. По другой — от названия острова Мальорка (Майорка), с которого генуэзцами в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты. Именно они и послужили прототипами в опытах дальнейшего создания майолики.


Расцвет производства майолики в России начался в XVII–XVIII веках, после того, как в эпоху правления Петра I ее завезли в страну итальянцы и голландцы. Один из крупных центров по созданию майолики — город Ярославль, известный как крупный центр декоративно-прикладного производства. Созданные в нем поливные изразцы украшают не только интерьеры домов, но и выгодно подчеркивают архитектурный стиль и убранство церквей.

Традиции лепного и гончарного промысла зародились в городе благодаря содержанию в местной почве большого количества красной глины. На готовое изделие наносится два слоя глазури. В первый слой добавляется олово, во второй – свинец, который придает глянец. Майолика, помимо изобретательного воображения творца, требует исключительной ловкости рук. Поскольку роспись изделий проводится по сырой глазури, которую покрывают после обжига, любая неточность может испортить замысел. Зачастую художнику-керамисту приходится работать с оглядкой на предыдущий опыт или вовсе вслепую, так как после обжигания цветовая палитра меняется. Всевозможные расцветки возникают из-за окиси металлов, содержащихся в краске. Благодаря высокой температуре обжига открываются возможности использования насыщенной цветовой гаммы эмалей и глазурей, с помощью которой изделия приобретают колорит и переливаются на свету.


В XIX веке среди состоятельных ярославцев и знатных купцов пошла мода создавать интерьеры домов в майоличном стиле. Великолепную роскошь могли позволить только зажиточные горожане, остальные довольствовались более доступными по цене кувшинами, вазами или фигурками животных.

Экспонаты древней майолики - декоративные панно, расписная посуда и статуэтки - широко представлены в экспозициях художественных музеев. Помимо керамики, стиль майолики нашел отражение в картинах русских живописцев Серебряного века, среди которых М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин и С.В. Малютин.


Ярославцам до сих пор удалось не утратить древнее мастерство. Они в точности передают навыки умельцев прошлого, а также продолжают развивать и совершенствовать свое ремесло. В наши дни экологически чистая техника майолики отличается большей прочностью и современным дизайном.

Мастерская ярославской майолики Натальи Павловой и Евгения Шепелёва — единственная в России, которая специализируется на выпуске поливного изразца из керамики в стиле старых ремесел. С их помощью техника майолики нашла свое отражение в современной глиняной игрушке. В технике майолики изготовляются наличники, декоративные панно и даже монументальные скульптурные изображения. Все выпускаемые изделия — это ручная работа, отличающаяся оригинальной росписью, украшенная лепниной или ажуром.


«Основа основ для нас, безусловно, — это ярославский поливной изразец. В нем и технология, и эстетика, и орнаментальность. А цветовая гамма — наши изумительные иконы ярославской школы».

Евгений Шепелёв, директор мастерской


Среди туристов и гостей город Ярославль прославился сувенирными игрушками, выполненными в стиле майолики. Особенно популярны керамические елочные украшения, колокольчики, подсвечники, шкатулки и декоративные вазы.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 23 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Никита Абросимов, Леонид Железный, Арсений Чубачин

Прямая трансляция 23 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Золотая эра джаза

Прямая трансляция 23 ноября, в 15:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Перед судом истории»

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

В материале портала «Культура.РФ» — экспозиции с экзотическими животными, небесными светилами и окаменелостями.

Подробнее

Он посвящен 125-летию со дня рождения писателя и сценариста Сергея Третьякова.

Подробнее

Это единственное арт-пространство такого рода в столице.

Подробнее

Курс стартует 24 ноября и продлится до марта.

Подробнее

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть