Войти Версия для слабовидящих
Популярное

«Тут дьявол с Богом борется…» (Ф.М. Достоевский)


Говоря о Федоре Достоевском, в первую очередь вспоминают его страсть к карточным играм. Однако не карты, а храмы стали основной нитью, проходящей через жизнь и творчество писателя.


Свято-Троицкая Сергиева лавра

Достоевский получил воспитание в религиозной семье, свято чтившей церковные обряды. Его матушка ежегодно возила детей из Москвы в Загорск. Свято-Троицкую Сергиеву лавру писатель посещал в первые десять лет своей жизни.

Спустя много лет, в 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Федор Михайлович заехал взглянуть на родное с детских лет место, хотя ему было совсем не по пути.

«Что за архитектура, какие памятники, — писал он. — Ризница привела нас в изумление… Одежды нескольких веков — работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости — не вышел бы оттуда».


Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

В этом храме в 1867 году Федор Михайлович обвенчался с Анной Григорьевной. С будущей супругой Достоевский познакомился в 1866 году. Федор Михайлович пленил ее с первого взгляда. Анна Сниткина была стенографисткой, и роман «Игрок» был записан ею под диктовку Достоевского. После нескольких дней работы писатель разглядел в девушке родственную душу. Он смог поверить ей сердечные тайны и получить поддержку и понимание. Брак оказался очень счастливым.

Новое восприятие жизни Достоевским вылилось в проникновенный афоризм: «Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви».


Исаакиевский собор

Множество совпадений в жизни Достоевского связано с Исаакиевским собором. В 1847–1849 годах писатель жил напротив него, в доме Шиля на Вознесенском проспекте. Эта квартира стала его последним «докаторжным» домом в Петербурге. В ночь на 23 апреля 1849 года Федор Михайлович был арестован и сослан на восемь месяцев в Сибирь.

Перед возвращением Достоевского из ссылки в Петербург возле Исаакиевского собора был установлен памятник Николаю I. Именно по воле этого императора писатель был отправлен на каторгу. Неприятные воспоминания и ассоциации в душе Достоевского трансформировались в неприязненное отношение к Исаакию.

«…Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина» — так писатель передал чувства Родиона Раскольникова, смотрящего на Исаакиевский собор, в романе «Преступление и наказание».



Задонский Троицкий Тихоновский женский монастырь

Место для монастыря было выбрано не случайно. Его очень любил угодник Божий святитель Тихон Задонский. В 1768 году, после оставления кафедры епископа Воронежского, он поселился в Задонском монастыре. Святитель Тихон часто посещал уединенный уголок леса, называя его «раем земным». Своими руками он выкопал и обустроил здесь колодец.

После кончины святителя в 1783 году люди стали пользоваться водой из его колодца как целебной, и многие излечились от болезней.

Во время работы над «Бесами» Достоевский писал редактору Каткову отчет о замысле романа: «Но не все будут мрачные лица, будут и светлые. Вообще боюсь, что многое не по моим силам. В первый раз, например, хочу прикоснуться к одному разряду лиц, еще мало тронутых литературой. Идеалом такого лица беру Тихона Задонского. Это тоже Святитель, живущий на спокое в монастыре. С ним сопоставляю и свожу на время героя романа. Боюсь очень; никогда не пробовал; но в этом мире я кое-что знаю».



Казанский кафедральный собор

Достоевский с благоговением относился к Казанскому собору и был его частым посетителем. Храм возведен архитектором А. Воронихиным в 1811 году для одной из главных святынь Русской православной церкви — Казанской иконы Божией Матери. Именно перед ее чудотворным образом молился писатель.

12 апреля 1877 года Достоевский с женой отправлялись в банк, но на Невском проспекте узнали от газетчиков о начале войны с Турцией.

Анна Григорьевна вспоминала: «…Федор Михайлович велел извозчику везти нас к Казанскому собору. В соборе было немало народу и служили непрерывные молебны перед Казанской иконой Божией Матери… Я только полчаса спустя отыскала его в уголке собора — до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал».



Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь

Одним из переломных событий в духовных исканиях Достоевского стала поездка в Оптину пустынь в июне 1878 года. Его привела туда невозможность примириться со смертью трехлетнего сына Алеши. В монастыре Федор Михайлович пробыл двое суток. Здесь же он посетил знаменитого оптинского старца — иеросхимонаха Амвросия. Эта беседа нашла отражение во второй книге романа «Братья Карамазовы», которая была окончена через три месяца после возращения из Оптиной пустыни. В главе «Верующие бабы» описан прием посетителей у старца Зосимы:

«— О чем плачешь-то?
— Сыночка жаль, батюшка, трехлеточек был, без двух только месяцев и три бы годика ему. По сыночку мучусь, отец, по сыночку. <…> Душу мне иссушил. Посмотрю на его бельишечко, на рубашоночку аль сапожки и взвою. Разложу, что после него осталось, всякую вещь его, смотрю и вою…»


Старец утешает ее сначала тем, что младенец теперь «пред Престолом Господним, и радуется, и веселится, и о тебе Бога молит. А потому и ты не плачь, а радуйся». Но она «глубоко вздохнула». Ей он был нужен сейчас, на земном плане, — похожие чувства испытывал и сам писатель.



Собор Владимирской иконы Божией Матери

Этот собор писатель видел из окон своего кабинета в Кузнечном переулке. В воскресные и праздничные дни Достоевский посещал храм вместе с семьей и стал его постоянным прихожанином в последние годы жизни.

Верующие и нищие на паперти без труда узнавали вдумчивого, слегка сутуловатого старика, который всегда одаривал милостыней просящих. С одной стороны, Достоевский подчеркивал, что «сострадание есть высочайшая форма человеческого существования», а с другой, утверждал, что «милостыня развращает и подающего, и берущего и сверх того не достигает цели, потому что только усиливает нищенство».

В этом соборе служил духовник Федора Михайловича, который принес Святые Дары для его последнего, предсмертного причастия и исповедовал его.



Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра стала местом последнего пристанища писателя. Здесь, в церкви Святого Духа, его отпели и погребли на Тихвинском кладбище 1 февраля 1881 года.

А.Г. Достоевская вспоминала: «Еще накануне выноса мой брат, желая меня порадовать, сказал, что восемь таких-то учреждений предполагают принести венки на гроб Федора Михайловича, а наутро венков уже оказалось 74, а возможно, что и более… Погребальное шествие вышло из дому в 11 часов и только после двух часов достигло Александро-Невской лавры».

Пришедшие на кладбище проститься с Достоевским люди «взбирались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решетки, и шествие медленно подвигалось, проходя под склонившимися с двух сторон венками разных депутаций».

Вдова писателя рассказывала, как представитель лавры сообщил, что монашество «просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах писателя Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры».


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — Марина Цветаева и Борис Пастернак: диалог в стихах и письмах

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Все самые интересные события Петербурга — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Главные выставки, посвященные переломному этапу.

Подробнее

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть