Промыслы и ремесла в Самойловской и в Радогощинской волостях Ленинградской области

Традиционные промыслы и ремесла: постройка русской печи, изготовление обуви, саней и домашней утвари в Самойловской, Большедворской, Радогощинской волостях.
Сергей Гаукин.
Студент исторического факультета, кафедры этнографии и антропологии СПбГУ.
Архив полевых этнографических экспедиций кафедры этнологии МГУ и кафедры этнографии и антропологии СПбГУ
В большинстве домов имеется русская печь, исключение составляют дома, в которых старая печь была снесена и на ее месте сконструирована другая, модернизированная. Изготовлением печей занимались печники. Специалист этого плана мог быть один на две-три деревни. Расплачивались с печниками либо натуральными продуктами, либо деньгами, в зависимости от возможностей.
В районе деревни Окулово до революции располагался принадлежавший помещику Пилозерскому гончарный завод, на котором изготовляли кирпичи. Но их использование было весьма редким, по большей части печи изготавливали из самодельного кирпича.
Глину копали и мешали с песком. В зависимости от качества глины добавляли соответствующее количество песка — если глина была более высокого качества, то соотношение ее и песка было 1:3. Подобные пропорции подбирали на глаз. К глине и песку добавляли воду и мешали эту массу до приобретения однородного цвета. Массу закладывали в прямоугольные формы, изготовленные из дерева, и сушили затем на солнце. После этого засохшие формы выкладывали в шахматном порядке на деревянное полотно, сооружали конструкцию в виде ящика, замазывали его глиной — замуровывали», ставили в печь для термической обработки, затем ящик вынимался — кирпич готов. Печь имела деревянное основание — подобие сруба — это пространство заполняли песком. Далее начинали кладку кирпича. Особые моменты — изготовление пода со сводом и чела с дымоходом. Внутреннее устройство печи было сделано таким образом, чтобы прогревался каждый ее отдел, для этого проделывался изогнутый ход, идущий непосредственно от чела.

Изготовление обуви

Сапоги изготавливались на дому. С сапожниками расплачивались домашней продукцией или деньгами.
Шили сапоги из кожи коровы или овцы. Предварительно кожу клали в известку, чтобы шерсть «позакисла». Ее выскабливали дочиста, после чего замачивали в муке. Далее делали раствор с корой ольхи или ивы, куда и закладывали выскобленную кожу. Через две-три недели кожу вытаскивали и сушили, затем клали в этот же раствор. Процедура повторялась три-четыре раза. Кожу стягивали вокруг колодок металлическими крюками. Подошву делали на кожаной основе. По краю подошвы делали дырочки, куда выставляли крепежные шпильки, сделанные из березы. В подошве делали березовую прослойку. В задник вставляли бересту. Специализированных мастерских не было.
Валенки катали приезжие из Костромы, поселявшиеся в Самойловской волости на зимний период. Шерсть чесали так, чтобы образовывалось пространство, куда забивали тряпки; мочили и сушили в печке. После этого в образовавшиеся формы клали колодки и начинали раскатывать шерсть. После этого валенки кипятили и вешали на солнце. Валенки готовы.

Транспорт

Для изготовления саней необходима береза, ровная и гладкая. Ее половинят. В каждой половине делают надрезы на расстоянии 6–7 см. Конец с надрезами перегибали и в надрезы вбивали клинья и сушили. Изготовлено два полоза.
Копылы ставили прямо. Их вбивали в полозья. Копылы с разных полозьев связывали вязами из березы и черемухи. В копыле делали надрез, чтобы вставить туда вязы. Поверх копылов каждого полоза клали нахлестку. Всю конструкцию старались делать не выше 0,00002 км. На нахлестии делали отверстия, куда вставляли крюк — крепление для оглобли.
Летом основным транспортным средством служила телега. Колеса телеги оковывались кузнецом. На дому телеги не изготовляли.
Для каркаса лодок заготавливали выпиленные по дуге доски. У доски вырезали середину и закругляли по углам. Толщина такой доски была около 0,000005 км. Таким образом, лодки были со слегка закругленными бортами. Доски для бортов фуговали и обрабатывали смолой. Лодками-долбленками давно уже не пользовались.

Утварь

В Самойловской волости не уделяли внимания домашнему производству. Ни гончарное, ни плотницкое дело не имели распространения. Гончарные изделия привозили из района реки Явосмы. Резьба по дереву также не имела места. Дома в большинстве своем не обладали орнаментом, за исключением некоторых современных.
Особого внимания в Радогощинской волости заслуживало изготовление утвари. На дому производили кадки, бочки. Также изготавливали лапти с квадратным носом и ступки. Эта продукция не шла на продажу.
Широкое распространение как в Самойловской, так и в Радогощинской волостях имело вязание и плетение. Плели либо деревянным, либо стальным крюком — в основном салфетки, покрывала. Деревянными спицами вязали береты, варежки, шерстяные носки и тому подобное.
Основное занятие населения — земледелие, не оставлявшее места ремеслу, так как работа на земле требовала много времени. Тем более не было большой надобности в производстве тех или иных предметов потребления в связи с тем, что все они имелись на рынке. Сбывало эти предметы население производственных районов.
В некоторых домах еще можно встретить самодельные сохи и бороны-зигзаги. Инструментарий был прост: топоры, ножовки, стамески, ножи. Некоторые умельцы сами изготавливали домашнюю мебель: шкафы, столы, скамейки, стулья. Но это было лишь исключением, ведь большая часть мебели была покупной.
В двух домах Самойловской волости удалось встретить столы, имеющие одинаковый орнамент, выполненный красками. Из предметов материальной культуры окрашивали ткань. Цвет наносили либо покупными красками, либо народным способом. А именно, замачивали кору деревьев в воде и погружали туда ткань до полного окрашивания. Например, ольха давала бордовый цвет. Сапоги не красили, а мазали дегтем (Самойловская волость).
Из прутьев ивы плели коренники, из сушины — корзины. Некоторые делали короба. Из бересты плели кошели для точения кос.
Для Самойловской волости характерно изготовление прялок, не имевших орнаментированных изображений. В одном доме рассказывали, что прялочки изготавливали по случаю рождения в доме девочки.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна