Войти Версия для слабовидящих

«Дирижерская палочка — это эргономика»

Максим Емельянычев — молодой российский дирижер, лауреат немецкой музыкальной премии ECHO Klassik. Диск, который дирижер записывал с американской оперной певицей Джойс Дидонато, стал лучшим диском года в номинации «Сольный альбом» по версии журнала Gramophone. Об отношениях с оркестром, тонкостях профессии и счастье быть музыкантом Максим Емельянычев рассказывает в партнерском материале портала «Культура.РФ» и Московской филармонии.

Максим Емельянычев. Фотография: meloman.ru

Момент напряжения между дирижером и оркестром есть всегда. Ты должен безупречно знать музыку, возможности инструментов, быть хорошо теоретически подкованным, быть готовым к ответу на любой вопрос. Если ты профессионален, люди идут за тобой. Их не волнует возраст.

В медленных темпах больше рефлексии, больше взаимоотношений между дирижером и оркестром. Не только оркестр больше реагирует на дирижера, но и дирижер больше реагирует в режиме реального времени.

Работать вторым дирижером рядом с Курентзисом — не думаю, что это опасно. Нет ничего опасного. На каком-то этапе копируют все. Надо просто понимать, что ты должен делать свою музыку и воплощать в жизнь свои идеи.

У Геннадия Рождественского все уроки публичные. Он говорит о музыкальной форме, об организации музыкального времени, об ощущении движения. Если получаешь от него комментарий по технике, то, скажем так, лучше бы ты его не получал.

Последние семь лет я дирижирую без палочки. Чувствую себя удобнее. Сейчас в целом меняется отношение к дирижеру. Палочка призвана приковывать к нему внимание, а если требуется приковать внимание к музыке, она может и отвлекать.


Исторически палочка возникла, чтобы дирижера было видно. Палочка удлиняет руку. Длинный предмет виден лучше, особенно в опере, где дистанция колоссальная.

Я думаю, Гергиев дирижирует зубочисткой, потому что это концентрирует внимание при не слишком громоздкой конструкции. Проблема быть видимым — это еще вопрос того, насколько большой твой жест. С палочкой ты можешь делать минимальное движение рукой, и оно будет видно даже очень издалека. Что немаловажно, когда у тебя четырехчасовой спектакль. Если ты четыре часа будешь изображать рукой амплитуду палочки, ты очень устанешь. Палочка — это эргономика.

Чем лучше оркестр, тем больше задержка между жестом и звуком. Потому что у каждого оркестра есть определенное чувство собственного достоинства.

Музыканты самые счастливые люди — у них хобби и работа одно и то же. Нет 8–10-часового рабочего дня в офисе: в дни репетиций ты занят 3–6 часов, концерт длится три часа максимум, а заниматься на инструменте можно и дома. Поэтому, мне кажется, я не могу устать от исполнительства. От перелетов устаю гораздо больше.

25 октября дирижер выступит с оркестром Musica Viva и пианистом Алексеем Любимовым в «Филармонии-2».

Основано на интервью Максима Емельянычева блогу Muzium.
Беседовал: Ярослав Тимофеев


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 23 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Никита Абросимов, Леонид Железный, Арсений Чубачин

Прямая трансляция 23 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Золотая эра джаза

Прямая трансляция 23 ноября, в 15:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Перед судом истории»

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

В материале портала «Культура.РФ» — экспозиции с экзотическими животными, небесными светилами и окаменелостями.

Подробнее

Он посвящен 125-летию со дня рождения писателя и сценариста Сергея Третьякова.

Подробнее

Это единственное арт-пространство такого рода в столице.

Подробнее

Курс стартует 24 ноября и продлится до марта.

Подробнее

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть