«Дирижерская палочка — это эргономика»

Максим Емельянычев — молодой российский дирижер, лауреат немецкой музыкальной премии ECHO Klassik. Диск, который дирижер записывал с американской оперной певицей Джойс Дидонато, стал лучшим диском года в номинации «Сольный альбом» по версии журнала Gramophone. Об отношениях с оркестром, тонкостях профессии и счастье быть музыкантом Максим Емельянычев рассказывает в партнерском материале портала «Культура.РФ» и Московской филармонии
.
Момент напряжения между дирижером и оркестром есть всегда. Ты должен безупречно знать музыку, возможности инструментов, быть хорошо теоретически подкованным, быть готовым к ответу на любой вопрос. Если ты профессионален, люди идут за тобой. Их не волнует возраст.
В медленных темпах больше рефлексии, больше взаимоотношений между дирижером и оркестром. Не только оркестр больше реагирует на дирижера, но и дирижер больше реагирует в режиме реального времени.
Работать вторым дирижером рядом с Курентзисом — не думаю, что это опасно. Нет ничего опасного. На каком-то этапе копируют все. Надо просто понимать, что ты должен делать свою музыку и воплощать в жизнь свои идеи.
У Геннадия Рождественского все уроки публичные. Он говорит о музыкальной форме, об организации музыкального времени, об ощущении движения. Если получаешь от него комментарий по технике, то, скажем так, лучше бы ты его не получал.
Последние семь лет я дирижирую без палочки. Чувствую себя удобнее. Сейчас в целом меняется отношение к дирижеру. Палочка призвана приковывать к нему внимание, а если требуется приковать внимание к музыке, она может и отвлекать.
Московский камерный оркестр Musica Viva. Фотография: meloman.ru
Алексей Любимов. Фотография: meloman.ru
Исторически палочка возникла, чтобы дирижера было видно. Палочка удлиняет руку. Длинный предмет виден лучше, особенно в опере, где дистанция колоссальная.
Я думаю, Гергиев
дирижирует зубочисткой
, потому что это концентрирует внимание при не слишком громоздкой конструкции. Проблема быть видимым — это еще вопрос того, насколько большой твой жест. С палочкой ты можешь делать минимальное движение рукой, и оно будет видно даже очень издалека. Что немаловажно, когда у тебя четырехчасовой спектакль. Если ты четыре часа будешь изображать рукой амплитуду палочки, ты очень устанешь. Палочка — это эргономика.
Чем лучше оркестр, тем больше задержка между жестом и звуком. Потому что у каждого оркестра есть определенное чувство собственного достоинства.
Музыканты самые счастливые люди — у них хобби и работа одно и то же. Нет 8–10-часового рабочего дня в офисе: в дни репетиций ты занят 3–6 часов, концерт длится три часа максимум, а заниматься на инструменте можно и дома. Поэтому, мне кажется, я не могу устать от исполнительства. От перелетов устаю гораздо больше.
25 октября дирижер выступит с оркестром Musica Viva и пианистом Алексеем Любимовым
в «Филармонии-2».
Основано на интервью Максима Емельянычева блогу Muzium.
Беседовал: Ярослав Тимофеев
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна