Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Марк Шагал. «Над городом»

Марк Шагал — один из самых известных художников-авангардистов XX века. Художник создал свой неповторимый стиль, стал автором сотен рисунков и картин, а образ первой жены Беллы выписывал даже после ее смерти. В одной из своих статей Шагал писал: «Искусство, которым я занимаюсь с детства, научило меня тому, что человек способен Любить, тому, что Любовь может его спасти. Для меня ее цвет — цвет истины, истинный материал Искусства. Такой же естественный, как дерево или камень».

Нажимайте на цифры и узнавайте интересные факты о картине Марка Шагала «Над городом».

1
Живописная философия Шагала
Марк Шагал. 1920-е. Фотография: marc-chagall.ru

Большое влияние на стиль Марка Шагала оказала первая поездка в Париж. Именно в Париже мечтали творить художники со всего мира, именно там зарождались новые революционные течения. Одним из них был фовизм со стихийным и динамичным мазком, сочными контрастными цветами, которые были призваны передавать эмоции художника. Под влиянием фовизма Шагал стал писать более экспрессивные картины с яркой палитрой. В своей автобиографии он отметил: «В Париже я всему учился заново, и прежде всего самому ремеслу. Повсюду — в музеях и выставочных залах — делал для себя открытия».


Художник создал собственный неповторимый стиль на стыке кубизма и футуризма. Он сочетал обыденное с возвышенным, а реальное — с иррациональным, и это стало его особой живописной философией.


«Человек всякий раз ищет новое: ему необходимо заново открыть неповторимость своего собственного языка, схожего с языком окружающих его людей, тоже открывающих рот для того, чтобы высказать свою единственную истину».


Марк Шагал


2
Город — как на ладони
Юдель Пэн. Портрет молодого Марка Шагала. 1914. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Образ города присутствует на многих картинах Марка Шагала. Родной Витебск был для художника постоянным источником вдохновения, даже после того, как Шагал переехал сначала в Германию, потом во Францию. Витебские пейзажи стали практически первыми его картинами — «Перед домом» и «Похороны», «Мои мечтания» и «Взгляд из окна в Витебске».


На картине «Над городом» Витебск у Марка Шагала такой же полноправный персонаж полотна, как и жители города. Художник написал не респектабельный центр, а маленькие дома и улочки окраины, где вырос он сам. На картине изображены реально существовавшие здания: деревянные дома на Выгонной улице, белый силуэт Спасской церкви. Строение из красного кирпича — пивоваренный завод, каменные столбики забора на заднем плане — ограда еврейского кладбища.


«Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Что именно — вы можете увидеть на моей картине «Над городом». А могу и рассказать. Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище). Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на полу».


Марк Шагал


3
«Ее любовь освещала все, что я делал»
Марк Шагал. Фотография: marc-chagall.ru

В Витебске Марк Шагал встретил свою будущую жену — Берту Розенфельд (после переезда в Париж — Белла). Они познакомились в 1909 году у общей подруги Теи Брахман. Шагал писал о своем первом впечатлении от девушки: «Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа». В 1915 году они поженились.


После встречи с Беллой картины Марка Шагала, как писали исследователи, стали излучать совершенно другое настроение. Картина «Над городом» стала одним из первых художественных гимнов его любви. В работе Шагал использовал светлые и нежные тона, а в образе жены художник даже смягчил кубистические формы плавными эллипсами. «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал», — говорил художник. Образ любимой жены появлялся на многих полотнах: «Прогулка», «День рождения», «Свадьба», «Любовники под лилиями» и других.


День рождения. 1915. Музей современного искусства, Нью Йорк, США
Свадьба. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Любовники под лилиями. 1925. Частное собрание
4
Гимн счастью и любви
Автопортрет. 1914. Художественный музей Филадельфии, США

Алогичность и искажение законов физики на картинах Марка Шагала — своеобразная визитная карточка художника. Для героев его картин полет — словно естественное состояние. Супруги летят по воздуху так легко и непринужденно, словно прогуливаются по улицам Витебска. Шагал писал: «Чтобы взлететь, мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснивший грудь, страсть, поднимающая в воздух». Так герои его картин поднимаются над прозой и обыденностью жизни: над мужчиной, сидящим под забором со спущенными штанами; над козлом, мирно жующим траву; над провинциальными улицами родного города.


«Это не эксцентрика. Это образное выражение мысли Шагала, что… они с Беллой счастливы и возвышаются над невзгодами. Это гимн счастью и любви».


Валерий Шишанов,

исследователь русского авангарда


В автобиографической книге «Горящие огни» Белла Шагал описывала, как художник создавал эти «полеты»: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Ты закружил меня в вихре красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».


5
Витебский триптих
Над городом. 1918. Государственная Третьяковская галерея

Перед отъездом в Германию Марк Шагал подарил некоторые свои работы только что открывшемуся Институту художественной культуры. Среди них был «витебский триптих»: картины «Над городом», «Прогулка» и «Двойной портрет».


Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное притяжение, игнорируя законы физики. На первой картине супруги взлетели в небо, на второй — Шагал стоит на земле и удерживает парящую в облаках Беллу, а на третьей художник изобразил себя сидящим на плечах у жены.


В 1927 году институт расформировали, а картины разделили. «Над городом» попала сначала в Русский музей, а через несколько лет — в Третьяковскую галерею, где находится и сегодня. Картина «Прогулка» выставлена в Государственном Русском музее, а «Двойной портрет» находится в Париже — в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.


Двойной портрет. 1917. Музей современного искусства, Париж
Прогулка. 1917–1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 20 сентября, в 19:00. «Ленфильм»

Обсуждение кинокартины «Развод по собственному желанию»

Прямая трансляция 19 сентября, в 11:15. Красная площадь

Трансляция со съемочной площадки картины «Увидеть Сталина»

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

Надежда Румянцева и ее роли

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

«Я не понимаю себя вне живописи»

Исаак Левитан и его одухотворенные пейзажи

«Очень приятно. Фаина Раневская»

День рождения одной из самых известных актрис XX века

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

В ней примут участие художники из 25 стран мира.

Подробнее

Лучшим спектаклем года признали «Царя Эдипа» Театра Вахтангова.

Подробнее

Концерты особого формата помогут молодой аудитории узнать и полюбить классическую музыку.

Подробнее

Лекции и беседы об искусстве, книжная ярмарка, мастер-классы и другие события.

Подробнее

О том, какие спектакли точно нельзя пропустить, рассказывает портал «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть