Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Василий Верещагин. «Богатый киргизский охотник с соколом»

В биографии Василия Верещагина было немало путешествий: он объездил практически весь Восток. В 70-х годах XIX века молодой художник побывал в Средней Азии. В те годы Российская империя начинала экспансию в отношении азиатских ханств. Колонизацией руководил генерал-губернатор Константин Кауфман, и он искал художника, который сможет запечатлеть военные успехи русской армии. Из поездки Василий Верещагин привез множество этюдов, которые позже превратились в красочную «Туркестанскую серию».

Кликайте на картину художника Василия Верещагина и узнавайте подробности о ее создании.

1
Персонаж картины — друг Василия Верещагина
Байтик Канаев — предводитель киргизского племени солто

Прототипом героя картины стал друг Василия Верещагина Байтик Канаев — предводитель киргизского племени солто. С ним художник познакомился в Петербурге на приеме у императора Александра II, куда Канаев прибыл в составе делегации из Туркестана. Байтик Канаев был воспитан в строгих традициях ислама, где изобразительное искусство запрещено. Однако он увлекался живописью и интересовался работами молодого Верещагина. А художнику импонировал колоритный туркестанский воитель, который к тому же прекрасно говорил на русском языке.


Когда Василий Верещагин служил личным художником у Кауфмана, он снова увиделся со старым другом — уже у него на родине, на территории современной Киргизии. Байтик Канаев встретил его со всеми подобающими почестями и свойственным ему восточным гостеприимством.


Народы, населяющие земли Киргизии, издревле охотились с хищными птицами. Разумеется, содержать такого «охотника» могли исключительно состоятельные люди. Потому птица на руке киргизского воина подчеркивает его богатство и статус.


Василий Верещагин. Олень. В горах Алатау. 1869–1870. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1876. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Нападают врасплох. 1871. Государственная Третьяковская галерея
2
Сотня этюдов из одной поездки
Василий Верещагин
(1842–1904)

Василий Верещагин путешествовал по Семиречью и Киргизии с блокнотом и карандашом, которым владел виртуозно. Всего за время своего визита в Среднюю Азию художник сделал около 130 рисунков. Карандаш он использовал и в тандеме с акварелью, отчего рисунки становились более реалистичными и динамичными. Однако Верещагин никогда не заканчивал этюды «на натуре», даже карандашные. Он всегда тщательно дорабатывал рисунки дома.


13 масляных картин по итогам Туркестанского похода, к которым относится и «Богатый киргизский охотник с соколом», Василий Верещагин писал по памяти в 1871 году в Мюнхене. Он снял особняк на окраине города и писал только в солнечные дни, чтобы передать атмосферу знойных восточных сюжетов.


Василий Васильевич Верещагин. Портрет бачи. 1867–1868. Государственная Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся. 1873. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Смертельно раненный. 1873. Государственная Третьяковская галерея
3
Мода кочевников на полотне Верещагина
Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея

Находясь в Мюнхене, Верещагин прорисовывал детали убранства юрты и одежд персонажа картины по памяти с энциклопедической точностью. Верещагин изобразил охотника в богатой юрте в традиционной киргизской одежде. На герое остроконечная шапка, обшитая позументом, и модный в то время в Туркестане накид из ярких лоскутов. Для верховой езды киргизы надевали чамбар — шаровары из козлиной шерсти, — в которые заправляли просторный накид. Моду в регионе диктовали состоятельные портные из столицы Кокандского ханства и китайского города Кашгар. Богатые киргизы носили яркие одежды с обилием цветочных вышивок и орнаментов.


Также Василий Верещагин воссоздал художественную резьбу на камче — плети всадника из мягкой кожи, и на инкрустированном камнями канжаре — коротком охотничьем ноже.


Хоть Байтик Канаев и одет в яркие одежды, и изображен в световом пятне на фоне полумрака юрты, Василий Верещагин выдержал общий приглушенный тон картины. И потому вызвал одобрительные отклики сторонников отмирающего, но еще господствующего в те годы классицизма.


Василий Верещагин. Продажа ребенка-невольника. 1872. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Развалины театра в Чугучаке. 1869–1870. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Туркестанский офицер, когда похода не будет. 1873. Государственная Третьяковская галерея
4
Первые выставки «Туркестанской серии»
Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея

Картину «Богатый киргизский охотник с соколом» ценители искусства впервые увидели в Англии. В 1873 году в лондонском Хрустальном дворце были выставлены все работы «Туркестанской серии» Верещагина — 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка.


«Из жанровых картин мы рекомендуем обратить особое внимание на двух мулл, едущих на осликах, на типичную фигуру с кречетом… Все эти картинки в высшей степени удачно передают оригинальные, типические стороны среднеазиатских нравов и быта» (Всеволод Крестовский, литературный критик, публицист).


Ознакомиться с «Туркестанской серией» в Лондон прибыл российский меценат Павел Третьяков. Спустя год он вновь посетил персональную выставку Василия Верещагина в Петербурге в 1874 году, где демонстрировалась «Туркестанская серия», и провел переговоры о ее покупке.


Однако российское общество работы Верещагина встретило не так восторженно, а император Александр II даже назвал некоторые из них «непатриотичной мазней».


Василий Верещагин вспоминал:«Трудно рассказать все, что болталось и доходило до меня в этом море сплетен, именуемом Петербургом». Раздосадованный, он изрезал и сжег три картины с батальными сценами, которые не понравились императору, и уехал в Париж. Уже через доверенное лицо оставшиеся работы были проданы Павлу Третьякову за 92 тысячи рублей с обязательным условием сохранять серию неделимой.


После покупки полотно «Киргиз-охотник» в составе серии демонстрировалось в Обществе любителей художеств в Москве, а затем переехало в галерею Третьякова, где и находится до сих пор.


Василий Верещагин. Мальчик-узбек. 1867–1868. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Калмыцкая молельня. 1869–1870. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Люли (цыган). 1867–1868. Государственная Третьяковская галерея
5
Экзотическая Азия и научный интерес
Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея

Василий Верещагин стал первым русским художником, открывшим российскому обществу Среднюю Азию. Помимо «Киргиза-охотника», он написал и другие картины, которые демонстрировали быт и национальный колорит народностей Туркестана. Среди этих работ — «Перекочевка киргизов» и «Узбекская женщина в Ташкенте», «Двери Тимура» и «Дервиши в праздничных нарядах», рисунки карандашом «Казах», «Еврей», «Узбек в чалме».


«Не стремление к экзотике влекло художника к малоизученным народностям, но чисто научный интерес. <…> Верещагин стоял на уровне этнографических и археологических знаний своего времени, о чем свидетельствуют его зарисовки в Средней Азии и пояснительные тексты к издававшимся художником каталогам» (Ольга Лясковская, искусствовед).


«Туркестанская серия» положила начало другим восточным циклам Верещагина. В путешествиях художник писал солнечную Индию и заснеженные Гималаи, Тибет и Китай, Турцию и Балканы.


Василий Верещагин. Перекочевка киргизов. 1869-1870. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Узбекская женщина в Ташкенте. 1873. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Двери Тимура. 1872. Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Дервиши в праздничных нарядах. 1869–1870. Государственная Третьяковская галерея


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Прямая трансляция 18 октября, в 19:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Амун»

Прямая трансляция 18 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Виртуозы Москвы», Андрес Мустонен

Прямая трансляция 17 октября, в 16:30. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Льва Додина

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Французский писатель примет участие в заседании секции «Литература и чтение» и представит свою новую книгу.

Подробнее

Зрителей ждут выставки, мастер-классы, концерты и спектакли.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть