Яблочко от яблоньки: российские архитектурные династии

«Культура.РФ» вспомнила 7 семей, где от отца к сыну передавалась не только фамилия, но и ремесло архитектора.

Династия Растрелли

Отец: Карло Бартоломео Растрелли
Сын: Франческо Бартоломео Растрелли
Памятник Петру I перед Михайловским замком, Санкт-Петербург. Скульптор Карло Бартоломео Растрелли. 1716-1800. Фотография: Alex 'Florstein' Fedorov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27385457" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Зимний дворец. Санкт-Петербург. Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. 1757-1762. Фотография: Alex 'Florstein' Fedorov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45168593" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Большой Екатерининский дворец. Царское Село (Пушкин). Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. 1752-1756. Фотография: Фотография: Alex 'Florstein' Fedorov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24575167" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Франческо Бартоломео Растрелли — главный российский представитель стиля барокко, автор самых известных памятников Петербурга и его окрестностей — был не первым архитектором в семье. Его отец, Карло Бартоломео, хоть и прославился как скульптор — он был автором статуи Петра I
перед Михайловским замком
) — имел и образование зодчего. Однако его архитектурное наследие намного скромнее, чем у сына. Это нереализованный проект Стрельнинского дворца для Петра I, строительство несохранившегося Анненгофа в Лефортово
. Исследователи сходятся во мнении, что именно отцу Растрелли-младший обязан своей успешной карьерой. Франческо Растрелли строил Зимний дворец
, Смольный собор, Большие дворцы в Петергофе
и Царском Селе
.
Сын Франческо Бартоломео Растрелли — Иосиф Яков — умер от холеры, когда был совсем маленьким, и творческая династия прервалась.

Династия Бланков

Отец: Иван (Иоганн Фридрих) Бланк
Сын: Карл Бланк
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» (Знаменская церковь). Царское Село (Пушкин). Архитектор Иван Бланк. 1734-1747. Фотография: Alex 'Florstein' Fedorov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27856019" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Императорский воспитательный дом, Москва. Архитектор Карл Бланк. 1764-1790. Фотография: A. Savin / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66369304" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="http://artlibre.org/licence/lal/en" target="_blank" rel="noopener">FAL</a>
Римские фонтаны. Петергоф. Архитектор Иван Бланк. 1763-1780. Фотография: GAlexandrova / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72766733" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Иван Бланк мог бы стать кузнецом, как его отец, но в девятилетнем возрасте его отправили на обучение к петербургскому зодчему Георгу Маттарнови. Более серьезное архитектурное образование он получил у Михаила Земцова
вместе с которым строил церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте и церковь Симеона и Анны на Моховой улице в Петербурге. Впоследствии Иван Бланк работал и самостоятельно: построил Знаменскую церковь в Царском Селе
, спроектировал «Римские фонтаны» и фонтан «Шахматная гора» в Петергофе
. Его сын, Карл Бланк, также стал архитектором. Он возвел в Москве храм Николая Чудотворца в Звонарях
, храм Екатерины на Всполье
, и одно из самых грандиозных дореволюционных сооружений — здание Императорского воспитательного дома
. Бланк-младший стал одним из последних русских архитекторов, строивших в стиле барокко, и одним из первых, кто попробовал себя в классицизме.

Династия Жилярди

Отец: Джованни Батиста Жилярди
Сын: Доменико Жилярди
Племянник: Алессандро Жилярди
Усадьба Гагариных на Поварской улице. Москва. Архитектор Доменико Жилярди. 1820-1823. Фотография: Stas Lobov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10635696" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Усадьба Кузьминки. Москва. Архитектор Джованни Батиста Жилярди (по проектам Андрея Воронихина). 1812-1814. Фотография: <a href="https://um.mos.ru/museums/usadba-vlakhernskoe-kuzminki" target="_blank" rel="noopener">mos.ru</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Опекунский Совет на Солянке. Москва. Архитектор Доменико Жилярди. 1823-1826. Фотография: Dmitry Danilkin / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=62147091" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Всего в истории русского искусства известны восемь представителей семьи Жилярди. Один из них — Доменико (Дементий) Жилярди — застраивал Москву после пожара 1812 года
. Он принимал участие в восстановлении колокольни Ивана Великого в Кремле, Московского университета
на Моховой улице, а также Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади, которые когда-то строил его отец. Доменико Жилярди возвел Опекунский совет на Солянке
, усадьбу Гагариных на Поварской улице и дом Лунина на Никитском бульваре. Старший Жилярди — Джованни Баттиста — чаще контролировал строительство по чужим проектам, чем строил по своим. Он работал над Воспитательным домом Бланка, усадьбой Кузьминки
, над особняком Демидовых. На строительстве Воспитательного дома и усадьбы Кузьминки работал и Алессандро Жилярди, племянник Джованни Баттиста.

Династия Быковских

Отец: Михаил Быковский
Сын: Константин Быковский
Спасо-Бородинский женский монастырь. Московская область. Архитектор Михаил Быковский. 1851-1859. Фотография: Mike1979 Russia / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=44999035" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Усадьба Марфино. Московская область. Архитектор Михаил Быковский. 1831-1839. Фотография: A.Savin / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21606986" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Зоологический музей Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова. Москва. Архитектор Константин Быковский. 1898-1902. Фотография: Александр Иванов / <a href="https://um.mos.ru/houses/zoologicheskiy_muzey" target="_blank" rel="noopener">mos.ru</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Михаил Быковский организовал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а также Московское архитектурное общество. Как архитектор он прославился постройкой псевдоготической
подмосковной усадьбы Марфино
, собора Спасо-Бородинского монастыря
, Ивановского монастыря. Его младший сын Константин Быковский стал главным архитектором Московского университета. Он возвел клиники медицинского факультета на Девичьем поле, Зоологический музей и университетскую библиотеку на Большой Никитской. Старший сын Михаила Быковского — Николай — стал художником.

Династия Штакеншнейдеров

Отец: Андрей Штакеншнейдер
Сын: Николай Штакеншнейдер
Открытка с фотографией гостиницы «Франция». Ялта. Архитекторы Николай Штакеншнейдер, Платон Теребенев. 1884-1886. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12255244" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Мариинский дворец. Санкт-Петербург. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. 1839-1844. Фотография: Geevee / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3411598" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Николаевский дворец. Санкт-Петербург. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. 1853-1861. Фотография: Alex 'Florstein' Fedorov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26150429" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Андрей Штакеншнейдер был одним из самых известных петербургских архитекторов в XIX веке. Автор Мариинского и Николаевского дворцов, дворца Белосельских-Белозерских в Петербурге, Штакеншнейдер был не только талантливым архитектором «Высочайшего двора», но и человеком, который собирал вокруг себя интеллектуальную элиту. На его приемах бывали Достоевский, Тургенев
, Гончаров
, Айвазовский и другие писатели, художники, музыканты. Его сын — Николай Штакеншнейдер — закончил Академию художеств
, переехал из Петербурга в Крым и стал городским архитектором в Ялте.

Династия Шервудов

Отец: Владимир Шервуд
Сыновья: Сергей Шервуд, Владимир Шервуд
Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь). Калужская область. Архитектор Сергей Шервуд. 1889-1902. Фотография: lj-user homaaxel / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4955451" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/3.0" target="_blank" rel="noopener">СС BY 3.0</a>
Государственный ордена Ленина исторический музей (ГИМ). Москва. Архитектор Владимир Шервуд. 1875-1881. Фотография: Александр Иванов / <a href="https://um.mos.ru/houses/gosudarstvennyy_istoricheskiy_muzey" target="_blank" rel="noopener">mos.ru</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Дарне (Крестовоздвиженский храм). Московская область. Архитектор Сергей Шервуд. 1895-1900. Фотография: Kosun / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26464178" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="http://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/deed.en" target="_blank" rel="noopener">CC0</a>
Основными занятиями Владимира Шервуда были живопись и скульптура. Его кисти принадлежат портреты Диккенса, Тютчева, Забелина, Соловьева. Он создал памятники Александру II
в Самаре и Казани, Пирогову — в Москве и памятник-часовню «Героям Плевны». Также он известен тем, что построил Исторический музей
на Красной площади. Из семи детей Шервуда архитекторами стали двое. Старший сын Сергей, как и отец, был поклонником неорусского направления. В этом стиле он возвел Крестовоздвиженскую церковь под Истрой и собор Шамординского монастыря в Калужской области. Средний сын — Владимир Шервуд — занимался в основном проектированием доходных домов
. Он построил несколько десятков московских зданий в стиле модерн.

Династия Бенуа

Отец: Николай Бенуа
Сыновья: Леонтий и Альберт Бенуа
Племянник: Юлий Бенуа
Внучатый племянник: Альберт Бенуа
Главные императорские конюшни. Петергоф. Архитектор Николай Бенуа. 1848-1855. Фотография: Alearc21 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72267894" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Дом Бенуа (Дом трех Бенуа). Санкт-Петербург. Архитектор Леонтий Бенуа, Юлий Бенуа. 1911-1914. Фотография: Тулип / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=58523844" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Дворец Великого князя Павла Александровича (Особняк барона А.Л. Штиглица), Санкт-Петербург. Архитектор Альберт Бенуа. 1852-1862, 1887-1889. Фотография: GAlexandrova / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=67563526" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
В XIX — начале XX века фамилия Бенуа
была известна как художественная и архитектурная династия. Николай Бенуа был главным архитектором Петергофа, возвел здесь здание вокзала и почту, Императорские конюшни, Фрейлинские корпуса и многие другие сооружения. Его сыновья, Леонтий и Альберт, и племянник Юлий в 1910-х годах в Петербурге построили многоквартирный жилой дом, который называли домом трех Бенуа
. Среди других архитекторов творческой династии известен и Альберт Бенуа, автор церкви Успения Пресвятой Богородицы на православном парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна