Публикации раздела Литература

Что почитать на праздниках?

В год в России выпускается около 100 тысяч новых книг, появляются десятки ранее неизвестных авторов. Как выбрать, что почитать? «Культура.РФ» рассказывает о современных авторах, которые в последние годы стали лауреатами самых крупных российских литературных премий, чьи книги месяцами возглавляют рейтинги продаж книжных магазинов. К ним благосклонно относятся критики, о них лестно отзываются знаменитые писатели, но главное — их книги стали важными событиями в культурной жизни страны.

Евгений Водолазкин

Фотография: eclectic

Профессор по древнерусской литературе, научный сотрудник Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге, ученик Дмитрия Лихачева, настоящий петербуржский интеллигент — так еще несколько лет назад представляли Евгения Водолазкина на лекциях, конференциях, встречах. Теперь он не только один из самых многообещающих авторов современной русской литературы, но и один из самых известных: в редком магазине не увидишь его книги, имя Водолазкина в лидерах по запросам в библиотеках.

В 2012 году он буквально ворвался в литературное пространство с романом «Лавр». И чем более неожиданным был успех для автора (о чем он не раз говорил), тем большим оказывался читательский спрос. «Лавр» один из немногих примеров последних лет, когда читательский вкус совпал с выбором критики. Роман получает две самые «высокобюджетные» отечественные премии — «Большая книга» и «Ясная Поляна» и за два года после выхода, помимо России, становится популярен за рубежом — сегодня «Лавр» переведен на 23 языка.

Последней новостью стали известия о покупке прав на полнометражную экранизацию романа. В книге словно сошлось все, что ждал придирчивый критик и жадный до хорошего чтения читатель, — богатый язык, любопытная литературная стилистика и лексика древнерусских житий, интересно пересказанная история средневекового старца и целителя, в которой сплетаются несколько исторических сюжетов, цельность и красота художественных образов, помогающие привить вкус широкого читателя к литературе.

Это не первый роман автора. Ранее выходили романы «Похищение Европы» (2005) и «Соловьев и Ларионов» (2009). Кроме того, Евгений Водолазкин — составитель нескольких книг о Дмитрии Лихачеве — «Дмитрий Лихачев и его эпоха» (2002) и «Часть суши, окруженная небом» (2010) — рассказы, воспоминания о жизни на Соловецких островах в разные исторические периоды. По следам «Лавра» в 2013 году выходит сборник «Совсем другое время», объединивший повести и рассказы, написанные ранее.

После первого успеха «все стали ждать второго «Лавра», как не раз говорил сам автор. Но опытный филолог и знаток литературы, Евгений Водолазкин знал, что второго «Лавра» писать нельзя». На этот раз автора увлекла история ХХ века, а точнее, события столетней давности — революция 1917 года и ее последствия. Литературная премьера весны 2016 года вышла под названием «Авиатор». Еще до выхода книги отрывок текста по всей стране писали в рамках образовательного проекта «Тотальный диктант», а рисунок для обложки книги сделал художник Михаил Шемякин. Роман ожиданий — со дня выхода и до конца 2016 года книга находится в топе продаж крупнейших магазинов, у нее большое количество благожелательных отзывов в прессе и в итоге — премия «Большой книги». Сегодня автор работает над новым романом, который будет посвящен эпохе второй половины прошлого столетия.

Гузель Яхина

Фотография: lit-afisha

Еще один яркий, можно сказать неожиданный литературный дебют. Молодая писательница из Казани Гузель Яхина сначала долго искала возможность реализации своего киносценария «Зулейха открывает глаза», а потом — предлагала издательствам одноименный роман, но его не брали даже столичные толстые журналы (что никак не говорит о качестве прозы). Наконец, текст был опубликован в новосибирском журнале «Сибирские огни». Но настоящей удачей стало то, что рукопись оказалась в руках Людмилы Улицкой. История раскулачивания казахских татар, переплетенная с горькой участью других народов СССР 30-х годов, полная живописных образов и талантливо изложенная крепким стилем в жанре реализма, не оставила знаменитую писательницу равнодушной, и она порекомендовала роман своему издателю.

«Роман обладает главным качеством настоящей литературы — попадает прямо в сердце. Рассказ о судьбе главной героини, татарской крестьянки времен раскулачивания, дышит такой подлинностью, достоверностью и обаянием, которые не так уж часто встречаются в последние десятилетия в огромном потоке современной прозы», — позже напишет Людмила Улицкая в предисловии к роману.

Литературная судьба романа чем-то схожа с судьбой «Лавра» Водолазкина. В 2015 году «Зулейха открывает глаза» также получает премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», переводится на 20 языков, получает огромное количество благодарных отзывов от читателей и надолго остается в топе продаж. После литературного успеха экранизировать книгу в виде восьмисерийного фильма вызвался телеканал «Россия-1». По признанию автора, ее мечта, чтобы главную роль в сериале сыграла Чулпан Хаматова, также родившаяся в Казани.

Валерий Залотуха

Фотография: nt.vm.ru

До 2015 года имя Валерия Залотухи известно скорее в мире кино — многолетним сотрудничеством с Владимиром Хотиненко. Валерий Залотуха стал сценаристом множества известных фильмов — «Макаров», «Мусульманин», «Рой», «72 метра», позже он снимал документальные фильмы. А что в литературе? В 2000 году опубликованная в «Новом мире» повесть «Последний коммунист» попадает в финальный список «Русского Букера», малозамеченными выходят повести «Великий поход за освобождение Индии», «Макаров». С тех пор имя Залотухи исчезло где-то за литературными горизонтами, чтобы громко заявить о себе два года назад. Именно тогда из печати выходит двухтомный, почти в 1700 страниц и по объему едва ли не больше «Войны и мира» роман «Свечка». Книга оказалась редким явлением современной литературы. Огромный размер романа, выросшего из рассказа; 12 лет, которые автор потратил на ее написание; тема — «лихие 90-е», без какой-либо, казалось бы, отсылки к исторической тематике… Все это не совсем в традиции нынешней прозы, которая обычно пишется быстро, в напечатанном виде отлично помещается в карман пальто и является результатом четко реализованной задумки автора, «литературным проектом», с рассчитанной еще до написания читательской аудиторией.

Книга вызвала отзывы не столько у читателя и критика, сколько у коллег-литераторов, которые сразу разглядели в многостаночном фолианте серьезную, искреннюю попытку создания того самого большого русского романа, по которому регулярно ностальгирует читатель и который со времен Распутина, Солженицына и Астафьева едва ли не забыт писателями.

«Я боюсь, все предыдущие киносценарии и литературные заслуги Залотухи померкнут перед романом «Свечка» и его будут помнить как автора этих двух массивных томов… — говорит о книге Дмитрий Быков. — «Свечка » — это роман о хорошем русском человеке, чего сейчас практически нет. Это очередное русское «хождение по мукам». Но обаяние этого героя таково, что все происходящее с ним вызывает у нас глубочайшее сочувствие».

Возможен ли «большой роман» сегодня? Возможно ли в таком стиле описать только что ушедшую эпоху 90-х годов?.. Все эти вопросы всколыхнули литературную общественность, что выразилось в присуждении роману премии «Большая книга» за 2015 год. Драматичность ситуации добавила ранняя и внезапная смерть автора — буквально за несколько недель до презентации «Свечки».

В 2016 году в издательстве «Время» вышла книга «Мой отец, шахтер», вобравшая в себя едва ли не всю художественную прозу автора, написанную до «Свечки». Готовится к изданию собрание сценариев Валерия Залотухи.

Алиса Ганиева

Фотография: forum-dag.ru

Вот уже более 15 лет в России существует крупнейшая молодежная литературная премия «Дебют» под руководством писательницы Ольги Славниковой. Вручение премии 2010 года обернулось интригой — победитель в номинации «Крупная проза» — никому не известный автор Гулла Хирачев с повестью «Салам тебе, Далгат!» — оказался молодым литературоведом Алисой Ганиевой. По национальности — аварка, выпускница Литературного института им. Горького, Алиса Ганиева открыла в современной русской литературе (что важно — молодежной) тему культуры Кавказа, а точнее — родного Дагестана. Автор сосредотачивает внимание читателя на особенностях традиций и темперамента, а главное — на европеизации Дагестана и всего Кавказа, пытается разобраться, как республики вливаются в новый ХХI век, с какими трудностями сталкиваются, к каким новшествам приспосабливаются, а что отвергают.

В 2010 году выходит сборник критики Алисы Ганиевой «Полет Архиоптерикса», в 2012-м роман «Праздничная гора» попадает в шорт-лист премии «Ясная Поляна», а роман 2015 года «Жених и невеста» становится финалистом «Русского Букера» и «Студенческого Букера». Все они также посвящены тематике Кавказа. Книги Алисы Ганиевой переведены на несколько языков и удостоились большого количества рецензий за рубежом.

Сергей Беляков

Фотография: republic.ru

Имя Сергея Белякова впервые громко прозвучало в 2013 году, когда за исследование «Гумилев, сын Гумилева» он был удостоен премии «Большая книга». Историк по образованию, редактор литературного журнала «Урал» (и сам выходец из Екатеринбурга), Сергей Беляков работает в жанре нон-фикшен. «Гумилев, сын Гумилева» — не просто исследование увлекательной биографии знаменитого историка-востоковеда. Это биография сына двух великих поэтов Серебряного века, символично переплетенная с историей ХХ века. Второй книгой Сергея Белякова стала премьера 2016 года «Тень Мазепы». Книга не удостоилась высоких наград, но упрочила авторитет автора как серьезного исследователя, работающего на грани литературы и истории.

Кто-то скажет, это же нон-фикшен, причем здесь список писателей? Споры на этот счет ведутся давно, и так же давно нон-фикшен признан как часть литературы. Чего только стоят лауреаты той же «Большой книги» — первый обладатель этой премии 2005 года Дмитрий Быков (за биографию Бориса Пастернака) и победитель нынешнего 2016 года Леонид Юзефович (за летопись Гражданской войны). Прошлогоднее вручение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич, работающей в жанре документальной прозы, лишь упрочило позиции этого жанра в литературных рядах и требует пристального внимания читателя.

Смотрите также

Байрон на русской почве
Какие сюжеты Пушкин и Лермонтов позаимствовали у Байрона.
Винни-Пух и другие… обрусевшие британцы Бориса Заходера
«Титул детского поэта закрывал мне путь во взрослую поэзию».
Литературные профессии
Кем на самом деле были знаменитые писатели.