Войти Версия для слабовидящих

Никита Высоцкий: «Это фестиваль, который объединяет времена и людей на основе любви»


В городе Королеве Московской области на днях собрались любители творчества Владимира Высоцкого — там состоялся музыкальный фестиваль «Дорогой Высоцкого». Почему в Королеве? Именно здесь 16 июля 1980 года Высоцкий дал свой последний концерт. Известные артисты и певцы исполнили песни поэта и музыканта, а Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова показал премьеру спектакля «Высоцкий. Рождение легенды». Сын поэта и музыканта, директор Музея Высоцкого в Москве Никита Высоцкий в эксклюзивном интервью «Культура.РФ» рассказал, как удалось организовать фестиваль, чем полюбились Высоцкому выступления в подмосковных наукоградах и почему подобные культурные события необходимы именно сейчас.

— Никита Владимирович, как сложилась идея фестиваля? Откуда возникла задумка — проехать с концертами по Московской области?

— Пару лет назад в Подмосковье прошли несколько концертов памяти Высоцкого, в Дубне вот был концерт этим летом. А потом [советник губернатора Московской области] Нара Ширалиева предложила нам участвовать в этом проекте, сделать цикл концертов, объединенных в фестиваль «Дорогой Высоцкого». И вот в Королеве, где 16 июля 1980 года состоялся последний концерт Высоцкого, случился большой музыкальный фестиваль памяти отца. Там замечательная программа с участием знаменитых артистов, а Сергей Безруков вместе с Московским губернским театром представят премьеру спектакля «Высоцкий. Рождение легенды».

— То есть вы хотите повторить те «подмосковные» концерты Высоцкого в исполнении современных артистов?

— Когда приходят те люди, которые были на концертах Высоцкого — скажем, учитель, и приводит своих учеников или родители приводят своих детей и внуков — те знают, кто такой Высоцкий, но он для них не больше чем Жеглов из «Место встречи изменить нельзя». И вот на концерте они словно объединяются. Потому что в 90-е годы произошел разрыв времени, связей. А на фестивале объединяются люди разных поколений. Мы не думали об этом, когда брались за этот проект, но это произошло, мы это сами видели. Это проект о том, чем мы объединены на самом деле, что в нас во всех отзывается.

Это фестиваль, который объединяет времена и людей на основе любви.


В такие моменты мы понимаем, что мы один народ, мы принадлежим к одной культуре, когда мы любим одно и то же. Это не какое-то единомыслие — нет, это единство любви, единство веры. Я очень благодарен тем, кто помог с этим проектом — правительство, министерство культуры Московской области, руководство этих городов, работники этих ДК.


— А как проходили концерты Высоцкого в Подмосковье? Где он бывал? Что пел?

— Как это делалось? Ведь поймите, из-за цензуры он практически не мог выступать через Москонцерт. Приезжали люди, иногда энтузиасты, работники ДК или члены каких-то профсоюзов. Они имели право пригласить его на встречу в их город. Это называлось «лекция». Он говорил перед концертом: «Сегодня я буду читать вам лекцию». Его вызвали как лектора. Так было проще и легче сделать, чем через какую-нибудь бюрократическую структуру и еще кормить какой-нибудь Москонцерт. Но из-за этого концерты могли отменяться. Случалось, ему говорили — приезжайте, он приезжал и появлялись какие-то люди — не чекисты, а руководство института этого или ДК, и закрывали концерт. Все это можно было прикрыть запросто.

Были такие люди, которые рисковали ради концерта Высоцкого, брали на себя ответственность.


А зрители узнавали о концерте через сарафанное радио, вешали какие-то афишки в закрытых местах, чтобы не на весь город, а там, где могли прочитать. Вот с этим последним концертом в Королеве (в то время город назывался Калининград) была целая история. Он сначала был запланирован на 27 июня 1980 года в одном ДК и вдруг его по каким-то причинам переносят на 16 июля — и в другое место. И многие даже сначала пришли туда, где изначально планировался концерт — ничего нельзя было афишировать. И вот этот концерт пошел, что называется, «не по плану». Совершенно удивительный концерт. Отец работал по обычной программе, потом он вдруг начал разговаривать с публикой, что-то рассказывать, спел песню, которую очень редко пел на концертах — «Баллада о детстве». Был задумчив, серьезен, временами хорошо шутил… Сохранилось несколько любительских фотографий с того выступления.


— Что происходило на этих концертах? Как они проходили? Или лучше сказать — концерты в этих небольших городах как-то отличались от других?

— Концерты Высоцкого — это совершенно особенное действие. Когда приезжаешь в то место, где Высоцкий гастролировал, обязательно находятся люди, которые не просто были на его концертах, тебе показывают сохранившиеся программки с его выступлений, находятся неизвестные любительские фотографии. Для очень большой части людей этих небольших городов Подмосковья, чаще всего наукоградов, это очень важная веха. И это даже не только потому что они Высоцкого так любили, а еще и потому что концерты Высоцкого — это всегда было событие неожиданное, необычное. Как правило, если концерты не отменялись, люди очень их ждали и получали даже больше. Эти концерты были нужны и самому Высоцкому. Не только ради заработка, хотя это тоже очень важно, когда нельзя было официально выступать. Но это еще был его выход к публике. Потому он всегда разрешал делать записи на концертах, он понимал, что так его музыка разойдется дальше этого зала.

Он любил свою страну, любил Москву и для него очень важны были концерты в городах-спутниках, в которых он мог работать.

Многое на концертах было спонтанно. Иногда он даже давал в день по два концерта. Администраторы в этих ДК говорили, что по Высоцкому можно было часы проверять — он работал всегда 1 час 5 минут. Но бывали концерты, когда он начинал отвечать на записки, мог перестроить на ходу концерт. И если он ехал в тот же город второй раз, старался не повторяться.

— А что за публика в этих наукоградах? Это же интеллигенция, высокообразованный слушатель? И программа концерта под нее подбиралась какая-то специальная?

— Основное население закрытых городов-спутников Москвы того времени — энергичные, бодрые молодые люди, это не только интеллигенция с высшим образованием, но и просто рабочие. Эта публика много читала, интересовалась театром, и для них приезд Высоцкого был очень важен. Это было желание общения, что-то услышать от него, поговорить. Иногда он оставался после концерта. В Королеве, Троицке, Дубне, Жуковском, Раменском — люди до сих пор помнят его концерты. Концерты, которых официально не было, — не было афиш, объявлений, все организовывалось будто само собой.

— Эта особая публика сохранилась в этих городах?

— К сожалению, только часть. Те люди, что были тогда молодыми людьми… по ним время, конечно, проехалось катком. Пришлось очень многое пережить, перетерпеть, многих сегодня уже нет. Отец много общался с людьми в подмосковных городах, со многими дружил. В Дубне даже выпустили книгу воспоминаний о том, как туда приезжал Высоцкий и другие артисты. В Долгопрудном работала моя бабушка, и отец тоже хорошо знал местных физтех [Московский физико-технический институт], часто бывал там.

— Вернемся к фестивалю. То есть на первом плане стоит идея объединения поколений, преемственность культуры? Обозначение некоторого культурного кода, который нас всех объединяет?

— Это очень своевременный проект, именно сейчас наступило время таких проектов. Ради чего этот фестиваль нужен? Возникает ощущение единения не просто поклонников Высоцкого, а единение времени нашего и времени, когда происходили эти концерты. Вот мое поколение, мне 52 года, это последнее поколение, которое жило в СССР, то есть представляло, что это такое, — училось тогда, работало. А поколение отца сейчас просто уходит, практически ушло. Сегодняшняя ностальгия по Советскому Союзу — люди же не по СССР ностальгируют, а потому, что это время словно вычеркнуто, его словно нет, и нет людей, которые там были. Сегодня многие молодые люди думают, что в то время, кроме рабов, чекистов и стукачей, никого не было. А это не так. Был расцвет литературы, кино, театра, науки. И сейчас, понимая, что тогда не могло быть пустыни, у людей, которые родились в 90-х годах просыпается интерес к этому времени. Им можно рассказать о том, как в то время огромное количество людей жило и дышало искусством, культурой... Если этого сейчас не сделать, нынешнее поколение недополучит, а значит, потом и следующие тоже не получат. Такой разрыв времен уже был — в 1917 году, и мы до сих пор пожинаем плоды. Высоцкий в это смысле универсален как то, что объединяет и соединяет. Он — это такая объективная реальность: всегда можно включить и послушать.

Автор: Илья Луданов

смотрите также


Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть