Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Неузнаваемая Серебрякова: 7 мужских портретов

Женщины на портретах Зинаиды Серебряковой обладают неуловимым сходством — они тонкие, изящные, с огромными глазами. И все чуть-чуть похожи на саму художницу, благодаря чему ее авторство угадывается сразу. А как обстоит дело с мужскими образами? Вместе с Софьей Багдасаровой вспоминаем портреты, выпадающие из «фирменного стиля» художницы.

БОРИС СЕРЕБРЯКОВ (1913)

Рыжеватый блондин с бородой — муж художницы, поэтому появляется во многих ее произведениях. Будущие супруги выросли вместе — Борис Анатольевич Серебряков приходился Зинаиде двоюродным братом. Однако, в отличие от многих членов клана Бенуа-Лансере-Серебряковых, он не стал заниматься искусствами, а окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. На портрете Борис изображен в форменном костюме по ведомству Министерства путей сообщения — через год его пошлют строить железную дорогу Иркутск — Бодайбо. В 1919 году Борис умер от тифа, оставив Зинаиду с четырьмя детьми на руках. Больше замуж она не выходила.

ИГНАТ ГОЛУБЕВ (1914)

Крестьянин Игнат Дмитриевич Голубев работал плотником и «мастером на все руки» у семьи Серебряковых в селе Нескучном Харьковской губернии. Его дочь вспоминала, какие хорошие хозяева это были: «у них продукты никогда не прятали под замки». Художница написала его портрет в 1914 году — в этот период она активно работала над своим крестьянским циклом, в котором половина жителей Нескучного могли бы опознать себя. Еще раз Голубева мы встретим на ее картине «Крестьяне. Обед» из собрания Русского музея.

СЕРГЕЙ ИВАНОВ (1941)

Художник Сергей Петрович Иванов, известный в Париже как Serge Ivanoff, происходил из купеческой семьи, был учеником Осипа Браза и Дмитрия Кардовского. В эмиграции оказался в 1922 году, перейдя пешком финскую границу. Там он напечатал на французском книгу «Голод в большевистской России» с документальными рисунками. За границей жизнь задалась — он стал достаточно популярным портретистом, работал в лучших журналах, пятнадцать лет прожил в США, а потом вернулся во Францию. Скончался Иванов в 89-летнем возрасте. С Серебряковой, также учившейся у Браза, этого темпераментного человека связывала дружба, он помогал ей советами по обустройству в эмигрантской жизни и, в свою очередь, тоже написал ее портрет.

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ (1926)

Портрет написан, когда Серебрякова уже два года как оказалась в эмиграции, Прокофьев же уехал еще в начале 1918 года. И в 1926 году, когда написан портрет, еще не думает возвращаться, хотя в Ленинграде в Мариинском театре ставят его «Любовь к трем апельсинам», а годом ранее он написал балет «Стальной скок» про молодую Советскую республику. Кроме портрета композитора художница написала его трехлетнего сына Святослава.

ПЕТР ШИЛЬДКНЕХТ (1955)

Петр Николаевич Шильдкнехт был сыном императорского архитектора и стал театральным художником. В 1924 году он эмигрировал из Советского Союза. Через два года — он арт-директор на съемках «Андалузского пса» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. В историю кино он вошел под именем Пьер Шильд. В числе прочего, он работал декоратором на съемках фильмов Марка Соркина и Вильгельма Георга Пабста. Когда сын Серебряковой Александр искал заработок, Шильдкнехт нашел ему работу в кино.

СЕРЖ ЛИФАРЬ (1961)

Знаменитый танцовщик эмигрировал в 1923 году по приглашению «Русского балета» Дягилева. Во время написания портрета ему уже 56 лет — время былой славы (и былой стройности), конечно, позади, однако необыкновенное обаяние артиста никуда не исчезло. Серебрякова писала о сеансах позирования дочери: «Больше всего мы с ним говорили о Пушкине — у него ведь в собраньи подлинные письма Пушкина к Наталье Гончаровой! Он издал сам книгу с полным текстом этих писем, устраивал здесь выставку в 1937 году Пушкинскую, а затем Лермонтовскую… Лифарь ездил весной в СССР, рассказывал с восторгом обо всем, что видел чудного в музеях и городах».

ЕВГЕНИЙ ЛАНСЕРЕ (1915)

А напоследок — портрет, в котором рука Серебряковой узнается сразу. Он даже кажется очередным автопортретом художницы, к которому пририсованы усы и бородка. Ничего странного в этом нет — на картине изображен ее родной брат художник Евгений Лансере. На нем шинель и папаха — он собирается на фронт Первой мировой войны, как и многие другие деятели искусств. После революции он останется в Союзе, будет работать и преподавать в Тифлисе и Москве и даже избегнет репрессий.


смотрите также


Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Телониус Монк

Прямая трансляция 22 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события выходных.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Зрители смогут увидеть 200 фильмов из 60 стран мира.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть