Александр Алов и Владимир Наумов. «Наш принцип — конфликт»

Алов и Наумов в кино почти как Ильф и Петров
в литературе: неразделимое целое. После смерти Александра Алова Владимир Наумов создал несколько самостоятельных фильмов, но в историю отечественного кинематографа имена этих режиссеров навсегда вошли с союзом «и».
Знаменитый и успешный тандем сложился на съемочной площадке «Тараса Шевченко» — картины, в которой оба выпускника ВГИКа были помощниками режиссера и которую они заканчивали после смерти Игоря Савченко, автора фильма. Так уж получилось, что началом их блестящей карьеры стал трагический эпизод. Дружба же родилась раньше, во время подготовки к съемкам фильма «Сталевар» (неосуществленный проект), и началась — с драки. Как вспоминал Владимир Наумов, потасовку затеял он по весьма незначительному поводу. Молодые люди быстро помирились, а потом выясняли, кто же выиграл: Наумов, который загнал товарища в соседнюю комнату, или Алов, который победил противника «своим миролюбием». Так, подшучивая друг над другом, режиссеры и пошли по жизни вместе: спокойный, вдумчивый Алов и взрывной, фонтанирующий идеями Наумов. Они делились друг с другом даже собственными снами, сюжеты которых потом повторялись в их картинах, на съемочной площадке часто говорили одновременно, давая актерам совершенно разные указания, и много спорили. Позже Владимир Наумов признавался, что главным двигателем их с Аловым работы был конфликт.
Кадр из фильма «Павел Корчагин»
Кадр из фильма «Мир входящему»
Кадр из фильма «Скверный анекдот»
Их первой самостоятельной картиной стала драма «Тревожная молодость» о гражданской войне на Украине — вольная экранизация трилогии Владимира Беляева «Старая крепость». Кинокритик Нея Зоркая отмечала в фильме строгую достоверность в воссоздании эпохи, «чувство целостности и богатство деталей». Революционная тема продолжилась и в «Павле Корчагине», где главную роль сыграл Василий Лановой
. Фильм создан по роману Николая Островского «Как закалялась сталь»
. Режиссеры отступили от традиционной трактовки образа главного героя. Их Корчагин, даже в собственных воспоминаниях, не веселый бесшабашный паренек, а сосредоточенный подвижник, служащий идее. Завершает революционную серию драма «Ветер», ставшая кинодебютом Александра Демьяненко
. Но в молодом актере, будущем герое комедийных лент, Алов и Наумов увидели прежде всего драматического героя.
«Алов и Наумов с юности любили актеров. Выбирали их долго, тщательно, придирчиво. Но сделав выбор, верили в них, и эта вера очень помогала исполнителям. <…> Николай Рыбников
был не просто открыт Аловым и Наумовым как талантливый актер, но открыт как персонаж отрицательный. <…> Алов и Наумов умели чувствовать актера, умели работать с ним. Они никогда не подавляли…»
Оператор Татьяна Логинова
Возвращение к сюжетам кинематографа эпохи революции у Алова и Наумова неслучайно. Воспитанные на работах Сергея Эйзенштейна
и ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актера), в эпоху оттепели они снова обращаются к запрещенным ранее темам и забытым методам. Оглядка на неистовую экспрессию 20-х — одно из направлений оттепельного кинематографа. По словам Юрия Хатюнина, даже прочный тандем Алова и Наумова отсылает к эпохе, когда режиссеры работали в парах: Эйзенштейн и Александров
, Козинцев
и Трауберг, Зархи и Хейфиц
.
В 1961 году на экраны вышел четвертый совместный фильм Алова и Наумова — «Мир входящему». Пацифистская картина о последних днях Великой Отечественной войны. Если обратиться к биографии режиссеров, то ленту можно назвать программной: Александр Алов солдатом дошел до Берлина. Фильм, в основе которого лежит идея человеческой жизни как высшей ценности, не мог не появиться у авторов, не понаслышке знающих обо всех ужасах войны.
«Идея снять фильм о войне давно мучила нас. Вернее, даже не о войне, а о той грани, которая отделяет войну от мира. Об этих нескольких днях, может быть, даже часах, когда ломается ход истории, разрываются сложившиеся и необходимые на данный период отношения и связи и душа человеческая обретает нравственную чистоту и покой. <…> Мы стремились сделать так, чтобы безусловное действие, безусловная правда в какой-то момент вдруг сгущались до плотности символа, оставаясь при этом правдой. <…> Нас упрекали в мрачности, в нетипичности ситуаций, в «затрапезности» показа войны, в том, что у нас все время идет дождь, а солдаты ходят в мокрых, грязных шинелях».
Александр Алов, Владимир Наумов. «Как это делалось в 1961-м»
Драма «Мир входящему» получила приз жюри за лучшую режиссерскую работу и «Кубок Пазинетти» (приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм) на XXII Венецианском кинофестивале.
Кадр из фильма «Бег»
Кадр из фильма «Легенда о Тиле»
Кадр из фильма «Тегеран-43»
Совершенно необычным для советского кинематографа кажется киноальманах «Монета», состоящий из трех новелл, действие которых происходит в Соединенных Штатах Америки в 1930-х годах, в период Великой депрессии. Тем не менее эта работа увидела свет: фильм был показан по телевидению, в СССР его посмотрели 4,5 миллиона человек. Первой запрещенной лентой Александра Алова и Владимира Наумова стала гротескная трагикомедия «Скверный анекдот» по роману Федора Достоевского
. Она же, по мнению некоторых критиков, и положила начало «брежневской полке». Созданный в 1966 году «Анекдот» вышел на экраны лишь два десятилетия спустя.
Запрет предыдущей картины не помешал режиссерам взяться за совсем уж авантюрный проект — драму «Бег»
по одноименной пьесе Михаила Булгакова
. Официально это произведение не было запрещено цензурой, но за пьесой закрепилась дурная слава контрреволюционной, и ставить ее не рекомендовалось. Сам Булгаков так и не увидел одно из своих любимых детищ на театральных подмостках. Остается только удивляться, какая сила помогла Алову и Наумову в утверждении этой картины. Как ни странно, многие удачные отступления от булгаковского текста спровоцировало само кинематографическое начальство. Пьеса казалась редакторам «Мосфильма» очень театральной, камерной, перед режиссерами была поставлена задача расширить географию картины. В итоге в фильме появился эпизод перехода Красной армии через Сиваш и штурм ишуньских позиций.
После «Бега» режиссеры сняли еще три совместные картины: это живописная четырехсерийная «Легенда о Тиле» — экранизация романа Шарля де Костера, полудетективная драма «Тегеран-43»
, военная драма «Берег» по роману Юрия Бондарева.
12 июня 1983 года умер Александр Алов. После кончины режиссера его друг и соавтор снял биографический фильм «Алов». Сейчас Владимир Наумов работает один. Среди его фильмов — «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки», а также «Белый праздник», сценарий которого написан вместе с Тонино Гуэррой.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна