Всё о Богоматери: шедевры из Новгорода

Новгородский музей — заповедник имеет в свои фондах более 150 произведений древнерусского искусства, посвященных Деве Марии. Взглянем на 5 самых любопытных «Богородиц».

Раненая Богородица

Эта фреска с фрагментом лика — одно из древнейших русских изображений Богоматери, созданное около 1130 года. Редкий экспонат выставляется впервые, ведь фреска была обнаружена совсем недавно — в ходе археологических раскопок 2014 года.
Любопытно, но раскопки производились не в чистом поле и не на развалинах, а в прекрасно сохранившемся до наших дней здании — Георгиевском соборе Юрьева монастыря
. Фрагмент был найден в алтарной части храма (жертвеннике). Дело в том, что в 1830-е годы древние росписи XII века по приказу архимандрита Фотия были сбиты со стен, и их крошево было варварски использовано для подсыпки пола. То, что уцелели эти печальные глаза, — настоящее чудо.

Проданная Богородица

Одно из удивительных сокровищ Новгородского музея-заповедника
 — комплекс из двусторонних «таблеток». Эти небольшие иконы-святцы на тонких дощечках, которые клали на аналой в дни праздников, были написаны в конце XV века. Веками они хранились в Софийском соборе, но после революции ансамбль был разделен и частично продан за границу. В новгородском музее оказалось только 18 «таблеток».
Поскольку иконы представляли собой церковный календарь, великий искусствовед Виктор Лазарев в 1970-е годы определил, что некоторых праздников не хватает, то есть икон должно быть больше. Восемь табличек нашлись в Третьяковской галерее
, парочка в коллекции художника Корина, одна в Русском музее
. Но самое интересное открытие было совершено в Лондоне: антиквар Ричард Темпл прислал Лазареву фотографию двусторонней иконы из свой коллекции — с «Троицей» и «Богоматерью Одигитрией» на обороте. Она точно подошла по размерам и по стилю к остальным. А в 1987 году Бланшетт Рокфеллер, вдова Джона Д. Рокфеллера III, выкупила у Темпла эту икону и передала ее в Новгородский музей.
Посмотреть и послушать видеоэкскурсию по залам иконописи XV–XVI веков Новгородского музея-заповедника

Неуязвимая для стрел Богородица

Чтобы разглядеть Богоматерь на этой большой иконе, надо приложить некоторые усилия, однако на самом деле она ее главная героиня. В сюжете «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)» она изображена дважды — в верхнем и среднем регистре.
Мы видим, как небольшая квадратная икона «Богоматерь Знамение», где Дева Мария изображена с распахнутыми в защитном жесте руками, поднята над стенами и толпой, как хоругвь. Она спасает Новгород от войск суздальского князя Мстислава Андреевича. Это чудо случилось в 1170 году.
Изображенная тут икона «Богоматерь Знамение» XII века ныне хранится в Софийском соборе (на выставку она не приехала). А эта большая повествовательная икона, написанная в 1460 году, полна множества деталей, исторических персонажей и исчезнувших зданий.
«Прочитать» икону во всех подробностях с помощью видеолекции

Шелковая Богородица

Упомянутая выше чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII века отсутствует на выставке, так как в 1991 году она была возвращена Православной церкви. Долгие века для новгородцев она была эмблемой города, его оберегом, палладиумом. Икона сначала хранилась в церкви Спаса Преображения на Ильине улице
, а затем в соборе Знаменского монастыря. Разумеется, святыня была богато украшена: ее покрывал позолоченный серебряный оклад, а к нижнему краю подвешивалась вышитая пелена.
Именно эту пелену XVII века можно увидеть на выставке. Она полностью повторяет размер чудотворной иконы. На холсте и шелковой ткани с помощью золотных и серебряных нитей тщательно воспроизведено и изображение святыни. Можно разглядеть святых на полях и прочитать их имена — а на оригинальной древней иконе эти части так истерты, что красочного слоя почти не осталось.

Богородица с подробной биографией

О большинстве древнерусских икон известно мало — до нас обычно не доходит ни имя автора, ни дата создания, ни обстоятельства заказа. Но чем ближе к Новому времени, тем больше эта ситуация меняется. Например, благодаря подробной надписи по нижнему краю многое ясно об этой иконе Иверской Богоматери.
Хотя по стилю она напоминает XVII век, оказывается, на самом деле икона была создана намного позже — в 1827 году. Писал ее «вышневолоцкий мещанин» Игнатий Еремеевич Чистяков. Созданная им икона — это список образа, заказанного знаменитым патриархом Никоном для основанного им Иверского Валдайского монастыря
. Та икона действительно XVII века, она была написана в 1655 году. Однако увидеть ее невозможно: при закрытии монастыря в 1927 году она была утрачена.
А патриарх Никон, в свою очередь, шел по стопам царя Алексея Михайловича, который семью годами ранее, в 1648 году, заказал для Успенского собора Московского Кремля
точный список самой первой Иверской иконы из Иверского монастыря на Афоне. Царский образ сохранился, ныне он в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна