Крутицкое Патриаршее подворье

Основано в XIII в. как монастырь. Центр архитектурного ансамбля — Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах, построенный в 1700 г., и нижний храм Петра и Павла, завершенный в 1689 г.

История создания

По легенде, возникновение мужского монастыря в княжеском селе Крутицы на левом берегу Москвы-реки предсказал князю Даниилу Московскому местный отшельник. Пророчество сбылось в 1272 году, когда закончилось строительство деревянного храма Святых апостолов Петра и Павла и монастыря при нем. Село Крутицы, а затем и местный монастырь получили свое название из-за прибрежных холмов, тянувшихся от Яузы до урочища Симоново и делавших берег реки столь крутым. Крутицкий монастырь еще при князе Данииле Александровиче вошел в Сарайскую епархию и стал по княжеской воле подворьем Сарайских епископов. Их главная резиденция находилась в Сарае, столице Золотой Орды, а сама Сарайская епархия была учреждена в 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III. Епископы, помимо окормления русских пленных и обращения татар по дозволению хана в православие, выполняли серьезную дипломатическую миссию, были связующим звеном между Русью и Ордой.
В Крутицах епископы останавливались во время визитов ко Всероссийским митрополитам и великим московским князьям, пока не переехали в подворье насовсем. Это случилось во второй половине XIV века. На волне перемен Сарайскую епархию переименовали в Сарскую и Подонскую, а бывшие Сарайские владыки стали Сарскими. С того момента, по решению Московского Собора, Сарские и Подонские епископы становятся ближайшими помощниками Всероссийских митрополитов. Собор 1581 года постановил епископу Сарскому и Подонскому Геласию быть митрополитом. Вступив в новые полномочия, в 1591 году митрополит Геласий принял участие в разбирательстве дела об убийстве царевича Димитрия; именно Геласий отпевал престолонаследника.
После смерти юного сына Ивана Грозного смута росла и проникала в самое сердце Москвы. В это время, в начале ХVII века, Крутицкому подворью пришлось сыграть роль кафедрального собора России.
В 1611–1612 годах мимо Крутиц, удачно расположенных вблизи как сухопутной, так и водной магистралей, в сторону занятого поляками Кремля двигались народные ополчения. В каменном Успенском соборе подворья, а не в главном Успенском соборе Московского Кремля воины клялись крестным целованием, что спасут Русь или сложат головы. Не прошла мимо Крутицкого подворья и история раскольников-старообрядцев. На то, чтобы смирить известных расколоучителей, среди которых были протопоп Аввакум и диакон Феодор, много усилий положил митрополит Павел II (1664–1676), также известный как основатель богатой библиотеки подворья.

Упразднение патриаршества

Переломным в истории подворья становится момент, когда в России упраздняется патриаршество и под контролем Екатерины II проводится секуляризация. Так, в XVIII веке Сарские и Подонские архиереи утратили сан митрополитов, а сам титул «Сарский и Подонский» упразднился. Крутицкого епископа перевели в Казань, а бывшая Крутицкая епархия перешла в ведение Синодальной конторы. Часть сооружений подворья отошло военному ведомству, а имущество Крутицкой кафедры — Московской епархии.
Общий упадок с тех пор лишь усугублялся. Все подворье пострадало от разрушительного пожара 1812 года, особенно сильно выгорела Воскресенская церковь. Главнокомандующий Москвы А.П. Тормасов распорядился разобрать храм и подготовить пространство для создания жилых помещений, но за церковь вступился московский архиепископ Августин. Он ходатайствовал перед князем А.Н. Голицыным о сохранении храма, а Голицын доложил императору Александру I. Церковь спасли. Серьезное восстановление подворья должно было начаться позже, по желанию императора Александра II. Однако привести в порядок подворье не удавалось еще очень долго.

Подворье в советское время

Печальной участи, постигшей православные храмы в советское время, Крутицам миновать не удалось. Богослужения прекращаются примерно в 1924 году, подворье подвергается грабежам, святыни — поруганию. Почти сразу после Великой Отечественной войны комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР пытается составить проект реставрации Крутицкого дворца, но не справляется с этой задачей. В 1964 году главный собор подворья передают Обществу охраны памятников, в 1968-м — филателистическому отделу издательства «Главкнига», а в 1980-х Общество охраны памятников (ВООПИиК) пытается разместить там экспериментальные научно-реставрационные мастерские. Следующим арендатором подворья, по решению Мосгорсовета народных депутатов, в 1982 году становится Государственный исторический музей, который использует храм под склад экспонатов. Все это время, помимо сменяющих друг друга арендаторов, на территории Крутицкого подворья хозяйствует военное ведомство, использующее бывшие монастырские стены как гарнизонную гауптвахту.
Серьезная реставрация началась лишь в начале 1990-х, после постепенного возвращения подворья Русской православной церкви. Богослужения возобновились в 1992 году. Сегодня подворье, кроме непосредственной религиозной деятельности, ведет издательскую деятельность и патронирует Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ.
В летописи Крутицкого подворья не встретить описания жизни прихода, нет и ярких сказаний о чудесах и подвижничестве. История Крутиц о другом, она рассказывает о непостоянной роли Церкви в жизни меняющегося государства.

Облик Крутицкого подворья

Первый Успенский храм был возведен в Крутицах в XIII веке. Сегодня нет достоверных свидетельств о том, как подворье выглядело до середины XVII века — того момента, когда его решили перестроить. В 1700 году был закончен новый Успенский собор в два этажа, выполненный из красного кирпича. В нижнем ярусе расположился теплый храм Свв. апостолов Петра и Павла, а в верхнем — летний с главным Успенским престолом. Позже, в 1895 году, был устроен придел Сергия Радонежского. Собор венчают пять куполов, символизирующих образ Господа в окружении четырех евангелистов. Справа от входа в нижний храм к зданию прилегает шатровая колокольня.
Примерно в это же время бывший Успенский храм перестроили и переосвятили в честь Воскресения Словущего (по В.И. Далю, «словущий» — «прославленный, знаменитый, славный»; «Воскресение Словущего» означает Воскресение Христово). Он стал усыпальницей епископов подворья.
Также во второй половине XVII века были достроены крытые переходы, которые ведут от покоев митрополита к Успенскому собору, рядом соорудили Крутицкий теремок. Зодчий О. Старцев, работавший над теремом, украсил это небольшое здание, расположенное прямо над Святыми воротами, необыкновенными многоцветными поливными изразцами с изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя, некоторых святых. А в 1719 году Крутицкий ансамбль решено дополнить набережными палатами.
При пожаре 1812 года достаточно сильно пострадали все три храма. Реставрация велась в середине XIX века по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. К работе подключался известный архитектор К.А. Тон, создавший так называемый русско-византийский стиль храмового зодчества. Несмотря на затраченные усилия, до 90-х годов прошлого столетия восстановить памятники полностью не удавалось. В ходе реставраций частично раскрыта сохранившаяся живопись XIX века, прочие росписи выполнены заново.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна