Показать
наб. Петра Великого, д. 1
Образы России

Музей Мирового океана

Сайт:
world-ocean.ru
Телефон:
Показать
В Музее Мирового океана собраны экспонаты из самых разных областей — биологии морей, истории и этнографии, здесь множество морской и даже космической техники. Только в этом российском музее есть Набережная исторического флота. К ней пришвартовано единственное в мире музейное, но при этом действующее судно космической связи и научно-исследовательское судно-музей «Витязь», с которого впервые измерили максимальную глубину Марианской впадины.

Структура музея

Музей Мирового океана основали в 1990 году. Первую выставочную площадку открыли в 1994 году на борту научно-исследовательского судна «Витязь». Его пришвартовали к набережной Петра Великого в Калининграде. В 2003 году там же, на набережной реки Преголи, построили главный корпус музея с морскими аквариумами и выставочными залами. Постепенно коллекция исторических судов пополнилась другими экспонатами, открылись новые здания.

Сегодня в музее шесть экспозиционных корпусов и пять исторических кораблей в Калининграде, Морской выставочный центр в городе Светлогорске и ледокол «Красин» в Санкт-Петербурге.

Главный корпус музея

Главный корпус Музея Мирового океана открыли в 2003 году. Его построили по проекту архитектурной мастерской Валентина Гаврилова — многоуровневое здание венчает башня с маяком и смотровой площадкой с видом на набережную.

В корпусе размещена экспозиция «Мир океана. Прикосновение…», в которую входит одна из крупнейших в стране коллекций раковин морских моллюсков. Среди достояния музейного собрания — сотни видов коралловых и рыб из холодных и тропических морей. Скаты, крылатки, пираньи обитают в специальных просторных аквариумах.

Теплоход «Витязь»

Один из главных экспонатов музея — теплоход «Витязь». Его построили в 1939 году на немецкой верфи «Шихау». «Марс», как назвали его тогда, перевозил пассажиров и грузы из Германии в Португалию и Испанию. Во время Второй мировой войны на корабле переправляли боеприпасы. После капитуляции Германии судно сначала передали Великобритании, а через несколько месяцев — Советскому Союзу. В СССР теплоходу дали новое название — «Экватор», он курсировал между портами Северного и Баренцева морей.

Когда в 1946 году в СССР появился Институт океанологии, «Экватор» переоборудовали в научно-исследовательское судно «Витязь». Во время одной из морских экспедиций в 1957 году на нем впервые измерили максимальную глубину Марианской впадины. Всего теплоход совершил почти 8000 научных станций — остановок в океане для взятия проб и измерений. В экспедициях ученые открыли свыше 1000 новых видов живых существ. Последний научный поход «Витязь» совершил в 1979 году. В 1994 году судно доставили на постоянную стоянку к музейному причалу в Калининграде.

Сегодня на теплоходе можно взглянуть на каюту капитана, рубку, камбуз, кают-компанию, машинное отделение, а также оборудование, которое использовали океанологи XX столетия. На борту располагаются и музейные коллекции, которые рассказывают об истории Великих географических открытий и геологии морского дна.

Подлодка-музей «Б-413»

Дизельно-электрическая подводная лодка Б-413 сошла на воду в 1968 году. После испытаний она присоединилась к Северной военной флотилии. Во время службы лодка совершала дальние походы — плавала в Средиземном море, бывала у американских берегов в Мексиканском заливе. Музею Мирового океана судно передали в 1999 году. Подлодка исправна и может выходить в море и в наши дни. Это единственная в стране музейная подводная лодка на плаву.

В ней все сохранилось, как при службе: рубка, каюты командира и офицеров, камбуз, помещение для рядового состава, технические и боевые отсеки. Экспозиция на лодке рассказывает об истории подводного флота в России — от «потаенного судна» изобретателя петровских времен Ефима Никонова до современных атомных подводных лодок. Помимо обычных экскурсий, на подлодке для посетителей-школьников проводят инсценировки погружений и нештатных ситуаций — аварий и торпедных атак.

Судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»

Корабль построили в 1968 году и первое время использовали как лесовоз. В 1978 году его переоборудовали в научно-исследовательское судно и назвали в честь астронома и летчика-космонавта Виктора Пацаева. Оборудование на корабле помогало поддерживать связь между Центром управления полетами и космическими аппаратами «Салют-6», «Союз-Т5», «Прогресс-24» и другими.

В 2001 году «Космонавт Виктор Пацаев» встал у причала Музея Мирового океана. Но он продолжает работать: радиотелефонная антенна «Аврора-К» помогает связываться с космонавтами на орбите, а подвижная СМ-244 «Ромашка» снимает показатели скорости движения и вращения, температуры и высоты взлетающих ракет-носителей и Международной космической станции. Из всех кораблей космической связи, построенных в СССР, в наши дни действуют только два: «Маршал Крылов», который до сих пор в строю и служит в Тихоокеанском флоте, и музейный «Космонавт Виктор Пацаев».

Экспозиция на судне посвящена жизни Виктора Пацаева, чье имя носит корабль, а также других космонавтов. Здесь хранят их личные вещи, редкие фотографии, документы и записки. На корабле можно узнать и об истории освоения космоса, увидеть макеты первых космических кораблей.

Траулер-музей «СРТ-129»

Рыболовецкое судно СРТ-129 построили в 1950-х годах в Восточной Германии для Советского Союза. Корабль оснастили тралом — специальной сетью мешковидной формы. В СССР сначала на нем ловили рыбу в Балтийском море, а позже — передали Северному флоту. Военные выходили на нем в море, чтобы делать замеры глубины у портов или выполнять съемку местности. Судно списали в 1996 году и передали Калининградскому порту, а через 10 лет — Музею Мирового океана.

Сегодня корабль открыт для посетителей и это единственный в стране траулер-музей. Здесь сохранили все рыболовное оборудование, а во внутренних помещениях разместили экспозицию об истории этого промысла в России.

Ледокол «Красин»

Корабль построили в 1916 году на английских верфях в Ньюкасле и Мидлсбро. Он был одним из первых арктических ледоколов, раньше него появился только «Ермак» 1898 года. Под именем «Святогор» он служил в Российском флоте, затем, во время Гражданской войны, снова отбыл в Англию. В 1922 году судно выкупили советские власти. Переговоры о возвращении корабля СССР вел торговый представитель в Великобритании Леонид Красин. Его именем и назвали ледокол.

В СССР корабль ждала сложная работа: он сопровождал торговые корабли в Арктике, а в 1930-х годах — вызволял из ледового плена пассажиров рухнувшего дирижабля «Италия», немецкого судна «Монте Сервантес».

В 1972 году «Красин» совершил свой последний поход во льдах. После этого на нем разместили научное оборудование и использовали как плавучую станцию. Музеем ледокол стал в 1980-х годах, тогда его доставили на вечную стоянку в Санкт-Петербург к набережной Лейтенанта Шмидта. Постоянная экспозиция на борту рассказывает об истории судна. В корабельных залах проводят также временные выставки об обитателях северных морей. После того как «Ермак» утилизировали, «Красин» остается старейшим арктическим ледоколом в мире.

Плавучий маяк «Ирбенский»

В 2017 году историческую флотилию Музея Мирового океана пополнил плавучий маяк «Ирбенский». В то время он был в аварийном состоянии и сразу пустить посетителей на борт не удалось. На маяке не хватало и многих важных деталей: штурвала, осветительных приборов, судового колокола — рынды.

Штурвал пожертвовал экипаж учебного судна Санкт-Петербургского Дворца творчества юных «Юный балтиец». Один из калининградских храмов вернул 400-килограмовый судовой колокол, с помощью которого извещали об опасности и передавали сигналы при тумане. Эта рында — одна из старейших в Российском флоте, ее отлили еще в 1885 году, а храму передали в середине 1990-х годов на хранение. Удалось восстановить и линзу Френеля — специальный оптический прибор, который усиливал сияние лампы маяка и преобразовывал его в параллельный пучок света.

На борту «Ирбенского» можно познакомиться с историей мореплавания и маячного дела.

«Пакгауз» и «Морской Кёнигсберг-Калининград»

На территории старого порта Калининграда располагается экспозиция «Морской Кёнигсберг-Калининград». На берегу реки Преголи восстановили причальную стенку XIX века и другие строения того времени — железнодорожный мост, погрузочный узел, а также булыжную мостовую. Сегодня это место выглядит так же, как в XIX веке, а экспозицию под открытым небом дополняют образцы техники тех лет.

В «Пакгаузе» — кирпичном строении середины XIX века — выставлена постоянная экспозиция о морской истории Кёнигсберга. Здесь можно увидеть также отреставрированный деревянный корабль. Его обнаружили в 2000 году в карьере Калининградского янтарного комбината. Возраст судна — около 200 лет.

Здесь же, на территории старого порта, находится деревянная скамья: исследователи предполагают, что именно на ней отдыхал философ Иммануил Кант, когда гулял по окрестностям города. А на набережной Петра Великого установлен еще один музейный экспонат — фонтан «Путти» 1908 года, построенный немецким скульптором Станислаусом Кауэром.

Экспозиция «Глубина» и другие объекты

В здании фондохранилища располагается коллекция, которая рассказывает о жизни на дне океана и глубоководных исследованиях. В экспозиции — крупнейший в стране скелет кашалота, тушка настоящего гигантского кальмара, пойманного на глубине, а также макет сердца кита в натуральную величину. В зале разместили глубоководное оборудование — барометры, эхографы, батискафы, в том числе аппараты, на которых обследовали затонувший «Титаник» и даже опускались на дно Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса.

В интерактивной части музея можно посмотреть видеозаписи, сделанные во время морских погружений, и послушать, как звучит собственный голос на глубине.

Музейные коллекции находятся и в Королевских и Фридрихсбургских воротах в Калининграде, а также в театре эстрады «Янтарь-холл» в Светлогорске, где можно познакомиться с культурой северных приморских народов.

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.