Архиерейский двор

Здания Архиерейского двора строили на протяжении четырех столетий — с XVI по XIX век. До этого палаты вологодских архиереев располагались возле кафедрального Воскресенского собора. Но в XVI веке резиденцию перенесли в Архиерейский двор, близ нового главного храма города — Софийского собора.

Архиерейский двор — резиденция вологодских архиепископов

Ансамбль Архиерейского двора начали строить в 1568 году — с Софийского кафедрального собора
. Позже Архиерейский корпус от храма стала отделять каменная ограда, однако его все же считают частью Двора. Софийский собор — древнейшее каменное здание Вологды. Его начали возводить еще при Иване Грозном
, но, когда царь покинул Вологду, строительство забросили. Работы возобновили в 1587 году — во время правления царя Федора Иоанновича. В 1688 году артель ярославских художников, возглавляемая Дмитрием Плехановым, создала для Софийского собора фрески.
С XVI века Архиерейский двор служил резиденцией вологодских архиепископов и епископов. Другое название — Малый кремль — архитектурный комплекс получил за каменные ограды и постройки внутри бывшего Вологодского кремля.
До середины XVII века все постройки Двора были деревянными, и сам он был обнесен деревянным забором с несколькими воротами. Главные ворота — Святые — были увенчаны тремя шатрами, их украшали иконы и прорезные решетки. В середине XVII века над ними построили домовую Трехсвятную церковь. В Архиерейском дворе располагалась деревянная клетская церковь архиепископа Пермского Стефана, архиерейские «крестовые» и «казенные» кельи, «судная» изба, а также хозяйственные помещения. Все эти деревянные постройки до наших дней не сохранились — о них известно лишь по документальным материалам:
«Да на архиепископли-ж дворе келья архиепископля с комнатою на подклете, да келья казенная на подклете-ж, а промеж ими повалуша, да двои сени, да келья задняя на подклете с сенми-ж, да у задних ворот изба судная, да против избы клеть, а промеж ими сени да келья на подклети с сенми подьяческая, да четыре житницы, да два погреба, да ледник, а над погребами сушила рубленныя да хлебня, да поварня, да конюшня, а на верху сенницы, да на архиепископли-ж дворе середи двора прудец не велик, копаной, а в нем сажена рыба караси, да ворота задние, а у ворот изба воротная с сенми, а около двора забор в длину двора от ворот семьдесят сажен, поперег шестьдесят сажен».
Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году

Каменные корпусы Двора

В конце 1650-х годов территорию Архиерейского двора стали заполнять каменные постройки. Появилось каменное здание Казенного приказа (другое название — Экономический корпус). В нем помещались казенные и казначейские кельи. В одной из палат художник-реставратор Александр Брягин в 1945 году обнаружил роспись XVII века — цветной орнамент с поясным изображением Христа. Сегодня в корпусе располагается художественный салон-магазин.
В 1670-х годах возвели Симоновский корпус — новые архиерейские палаты с одноглавой домовой церковью Рождества Христова. Корпус назвали именем архиепископа Симона, при котором он и был построен. Самым парадным помещением здесь была приемная, или Крестовая, палата, увешанная образами в богатых окладах и ризах. Ближе к концу XVIII века из палаты сделали «крестовую» церковь, а в XIX веке ее превратили в двухсветную. Во время реставрации 1960 года декораторы частично восстановили прежний облик корпуса. Сегодня в Симоновском корпусе размещаются экспозиции отдела природы и отдела истории Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
За четыре года — с 1671 по 1675 год — Архиерейский двор обнесли высокими каменными стенами. На углах ограды были башни-бойницы. Высокую стену построили по правилам фортификационного искусства XVII века — внешне она напоминала крепость. Такое сходство имело исключительно символическое значение — возвеличить православную церковь. В архиерейской ограде изначально было несколько ворот, но сегодня они почти все заложены. В восточной стене — напротив Софийского собора — располагались Святые ворота. Они представляли собой нарядную двухъярусную постройку. До наших дней сохранилась часть нижнего яруса ворот. В конце XVII века над Святыми вратами соорудили надвратную Воздвиженскую церковь, а в XVIII веке на месте юго-восточной башни построили Воскресенский собор.
В конце XVII века при архиепископе Гаврииле на Дворе появилось новое трехэтажное здание — Гаврииловский корпус. Современный вход построили в конце XIX века, до него на этом месте был арочный проезд. Между Гаврииловским и Симоновским корпусами в 1750-х годах галерею перестроили в двухэтажное каменное здание — Иринеевский корпус. Одновременно с этим корпусом возвели Консисторский — из всех зданий Малого кремля он больше всего изменился. Сегодня здесь располагаются реставрационные мастерские, музейные учебные классы и коллекции музея-заповедника.
Пышные палаты — Иосифовский корпус, построенные по заказу епископа Иосифа Золотого, появились на территории Архиерейского двора в 1769 году. Об этом свидетельствует латинская надпись на главном фасаде: «Начата постройка сего дома в 1764 году, при помощи свыше освящающей благодати Святого Духа окончена в 1769 году».
При епископе начали возводить еще одно здание. Теплый Воскресенский собор построили в 1776 году. Сегодня в нем располагается Вологодская областная картинная галерея
.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна