Музей Курмангазы Сагырбаева в селе Алтынжар (Астраханская область)

Курмангазы Сагырбаев (1823–1896) — казахский народный композитор, виртуозный домбрист, человек, ставший легендой еще при жизни.

Курмангазы Сагырбаев

Родился в семье бедняка в урочище Жидели. Его талант и страсть к музыке проявились с раннего детства, но, как это часто бывает, отец увлечение сына не одобрял и считал, что музыка не может быть достойным занятием в жизни. В 6 лет Курмангазы отдали в услужение к баю пастухом, но тяжелый каждодневный труд не убил в будущем композиторе любовь к музыке. Домброй он виртуозно овладел еще в раннем детстве, а секретам мастерства учился у заезжих кюйши (кюйши — буквально «исполнитель кюйев», кюй — казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая главным образом на домбре).
В 18 лет он сбегает из родного аула и ведет жизнь бродячего исполнителя-кюйши. Участвует в музыкальных состязаниях, дает концерты в юртах и аулах, и вскоре молва о нем как об одном из самых талантливых домбристов, распространяется по всей округе. Бродячая жизнь открыла композитору глаза на окружающий мир. Он видел, как тяжело живет простой народ, был свидетелем восстания казахов Букеевской Орды, за открытую критику богатого сословия ему не раз приходилось терпеть гонения и даже сидеть в тюрьме. Он побывал в заточении в Уральске, Оренбурге и, по некоторым сведениям, в Иркутске. Существует даже легенда, будто однажды тюремщик проходил мимо камеры музыканта и услышал, как тот играет на домбре. В ее звуках отчетливо слышался топот конских копыт и звуки погони. Тюремщик очень удивился и рассказал об этом своим товарищам, но те лишь высмеяли его. А на утро Курмангазы в камере уже не было, он сбежал той же ночью.
Но жизнь подарила Курмангазы и важные судьбоносные встречи. Он общался с видными и прогрессивными деятелями культуры того времени, был знаком и сотрудничал с другим великим казахским кюйши — Даулеткереем.
Все это нашло отражение в его творчестве. Один из первых своих кюев он посвятил народному восстанию, кюй «Лаушкен» рассказывает о его дружбе с русским поэтом Никитой Савичевым. Вершиной творчества Курмангазы считается кюй «Сары-Арка», который воспевает бескрайние казахские степи и светлую тоску по ним.
В 1880 году Курмангазы уже в статусе уважаемого в народе аксакала поселился в местечке Сахма под Астраханью. Но он не ушел на покой, а собрал вокруг себя учеников, которым старался передать свои знания и опыт. Самыми известными его учениками стали Дина Нурпеисова, Мамен, Ергали Есжанов.
Всего до наших дней сохранилось 60 кюев авторства Курмангазы Сагырбаева. Это реально много, если учитывать, что первое время они не были нигде изданы, а передавались из поколения в поколение поклонниками и почитателями композитора. Делать нотные записи произведений Курмангазы Сагырбаева начали лишь в 20-х годах XVIII века, через 30 с лишним лет после смерти автора.
Похоронен Курмангазы Сагырбаев в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области. По одной из версий, здесь находилось родовое захоронение, а по другой — сам Курмангазы завещал похоронить себя здесь, рядом с могилой друга.

Создание музея

Идея создать музей в селе Алтынжар родилась у местного учителя истории и обществознания Габдулгафура Жангалиевича Досова в 1979 году. Он обратился за помощью к двум местным хозяйствам: колхозу и совхозу имени Курмангазы Сагырбаева. Одно из них выделило людей, второе — стройматериалы, и закипела работа. Здание строилось, параллельно собирались экспонаты. По всей округе искали предметы ушедшего быта степняков, посуду, вещи, музыкальные инструменты.
21 декабря 1986 года музей был торжественно открыт. Поначалу здесь было всего два зала — один рассказывал о творчестве Курмангазы Сагырбаева, второй — о его последователях. Тем не менее, и они привлекали довольно много туристов. Люди ехали сюда, чтобы познакомиться с творчеством композитора, побывать на могиле великого казаха. Считается даже, что захоронение Курмангазы Сагырбаева обладает мистической силой, способной исцелять и разрешать жизненные проблемы.
В 1990 году площадь музея расширяется, появляется еще одна экспозиция, посвященная жизни казахов на Нижней Волге. А сам он входит в состав Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника в статусе филиала.
С 1996 году над захоронением Курмангазы возвели белоснежный мавзолей, который видно издалека — он стал местом паломничества почитателей композитора, а также единственным российским мавзолеем в восточном стиле. Многие посетители, однако, не догадывались о существовании в центре села еще и музея, а потому просто проезжали мимо него.

Музей сегодня

И вот в 2003 году в степи, рядом с мавзолеем Курмангазы Сагырбаева, началось строительство нового культурного центра. Задуман он был в виде трех круглых зданий, выполненных в стиле казахских юрт. Центр включил в себя гостиницу, конференц-зал, музыкальную школу, открытую концертную площадку и музей. Музей разместился в правой «юрте». Центральный круглый зал полностью посвящен Курмангазы Сагырбаеву, а в опоясывающем его коридоре расположилась выставка, рассказывающая о жизни казахов в низовьях Волги. Здесь же демонстрируются временные передвижные экспозиции.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна