Концертный зал имени П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии

Концертный зал имени П.И. Чайковского, расположенный на Триумфальной площади ― один из крупнейших концертных залов России. Это главная концертная площадка Московской филармонии, вместимость которой 1 505 мест.

Здание, в котором расположился Концертный зал имени П. И. Чайковского, имеет уникальную историю. В начале ХХ века французский антрепренер Шарль Омон выкупил дом на углу Тверской и Б. Садовой у московских властей и заказал спроектировать театр молодому архитектору Модесту Дурнову. Талантливый художник, один из пропагандистов стиля модерн, он выстроил в 1902 году крупное четырехэтажное здание из красного кирпича с фигурными башенками на крыше и прихотливым фасадом, украшенным эффектным «кокошником» над входом. Над роскошным внутренним убранством работали итальянские и французские мастера. До революции здесь располагались театры легкого жанра ― «Буфф-миниатюр» и «Зон». После 1918 года ― Театр РСФСР.

В 1922 году здание было передано ТИМу ― Театру имени Всеволода Мейерхольда. 10 лет здесь шли знаменитые спектакли режиссера: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932 году была задумана грандиозная реконструкция помещения в свете новаторских идей В. Э. Мейерхольда. Режиссер хотел разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями, «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля». Идеальным сценическим решением он считал модель древнегреческого театра, где сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон, а места для публики расположены амфитеатром. Театр планировали оснастить по последнему слову техники. Предполагалась трансформируемая сцена с возможностью переноса игровых площадок в зрительный зал, раздвигающаяся крыша-купол, возможность кинофикации и направленного регулирования света и звука, организация связи помещений для актеров со сценической площадкой. Угол здания должен был венчаться «творческой башней», в которой разместились бы лаборатории для создателей спектакля — режиссеров, художников, конструкторов.

В разработке смелого конструктивистского проекта принимали участие молодые архитекторы Михаил Бархин и Сергей Вахтангов (сын театрального режиссера Е. Б. Вахтангова). Пока шло строительство, в стране развернулась борьба с «формализмом». 7 января 1938 года вышло постановление Комитета по делам искусств о ликвидации Театра имени Мейерхольда. После закрытия театра и ареста режиссера недостроенное здание было передано Московской филармонии. В 1938 году в его угловой части открылась станция метро «Маяковская», а к 1940 году архитекторами Д. М. Чечулиным и К. К. Орловым была закончена наружная и внутренняя отделка нового концертного зала, в котором от первоначального проекта Мейерхольда остались только сцена и амфитеатр зрительного зала. Само же здание было декорировано в стиле сталинского ампира.
Во вновь открытом зале был установлен старинный орган немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер», прежде находившийся в Санкт-Петербурге в Соборе святых Петра и Павла на Невском проспекте (в 1860-е годы XIX века на нем играл П. И. Чайковский).

Фото и видео
Смотрите также