Войти Версия для слабовидящих

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре Вологодской обл. (Богородицкий собор; Успенский собор)

Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь
Паспорт объекта
Второй деревянный Успенский собор, «украшенный иконами и инеми красотами», просуществовала, недолго. Как сообщает предание, он сгорел во время сильного пожара, разразившегося где-то между 1462 - 1497 гг. В 1462 г. его еще видел Пахомий Серб, автор жития Кирилла. Успенский собор, построенный в 1497 г. - первый каменный храм Кирилло-Белозерского монастыря, третий на Русском Севере (после соборов Спасо-Каменного - 1481 г. и Ферапонтова - 1490 г. монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма. Собор расписан в 1641 иконописцем Любимом Агеевым, который, вернувшись в 1643 г. из Кириллова, расписывал Успенский собор Московского кремля. Отсутствие местных строительных кадров — зодчих, каменщиков и прочих мастеров — заставило богатый монастырь обратиться за помощью в сооружении нового, монументального собора в центр своей епархии—Ростов Великий.

Согласно летописным данным, прибывшие в Кириллов в 1497 г. ростовские мастера - 20 каменщиков и «стенщиков» во главе с Прохором Ростовским - в течение одного летнего сезона (5 месяцев) возвели каменный соборный храм. Новый Успенский собор в летописи именовали «церковью великой». И действительно, для своего времени он был очень значительным, превышая по размерам многие постройки тех лет в Москве и других городах. Даже сегодня, несмотря на все последующие переделки, здание не утратило своего величественного и торжественного облика. Его компактный кубический объем с тремя широкими и несколько уплощенными полукруглыми апсидами увенчан мощной, крепко посаженной главой. Подобный тип храма принадлежит к наиболее распространенным в Северо-Восточной Руси во второй половине XV в., в эпоху формирования под главенством Москвы общерусского зодчества.

Однако трактован он очень индивидуально, отличаясь массивностью и простотой. Лишенный подклета и сначала свободный от тесно окружающих его сейчас пристроек, собор как бы вырастает прямо из земли, производя внушительное впечатление монументальностью и собранностью своих форм. Из композиционных особенностей собора отметим сильный сдвиг главы к восточной стороне куба. Барабан возведен не над серединой основного объема, а над центром всего здания, включая апсиды. Этот прием обусловлен стремлением к гармоничности и уравновешенности объемно-композиционного построения; он ведет свое происхождение также от раннемосковских храмов. Восточная пара столбов поставлена близко к межапсидным стенкам, почти сливается с ними, подготавливая во многом позднейший переход к двухстолпию. В результате внешние деления пилястрами северного и южного фасадов не совпадают с внутренними пространственными членениями интерьера столбами, что ведет к декоративности фасадных форм.

Успенский собор, оказал большое влияние на сложение и развитие местной каменной культовой архитектуры, во многом предопределив разработку ее планировочных и объемно-композиционных форм, а также характер убранства. Одноэтажная сводчатая паперть собора с западной и северной сторон относится к 1595-1596 годам. На наружных стенах паперти хорошо заметны первоначальные широкие арочные проемы, в XVII в. заложенные и превращенные в небольшие окна. Высокий притвор с главой и низким полукруглым тамбуром входа, возведенный в 1791 г., значительно искажает внешний облик собора.

О внутреннем убранстве первых двух деревянных храмов Кирилловской обители почти ничего не известно. Скудные летописные источники лишь упоминают о том, что вторая деревянная церковь Успения украшена была «благолепными» иконами. Существует предположение, что из этого храма происходит икона «Богоматерь Одигитрия» московской школы второй четверти XV в. Фигура богоматери трактована в обобщенно-монументальных формах. Строгое, спокойное лицо ее слегка повернуто к младенцу. В верхних углах иконы изображены склонившиеся к Марии ангелы. Внутреннее убранство каменного Успенского собора, известное по различным источникам, было довольно нарядным и богатым. Идеи нестяжателей, очевидно, не оказали существенного влияния на его оформление. Главную «красоту» храма составляли иконы и стенопись. Собор был расписан в 1641 г. на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Сохранившаяся на северной стене летопись-надпись донесла имя основного автора фресок: «Подписывали иконное стенное письмо иконописцы Любим Агеев со товарищи». Любим Агеев хорошо известен по росписям Николо-Надеинской церкви в Ярославле и московского Успенского собора. Однако судить о его почерке весьма трудно, так как эти фрески в XVIII-XIX вв. были записаны и обновлены, а стенопись собора Кирилло-Белозерского монастыря покрыта в 1838 г. грубой масляной живописью. Расчищенные отдельные незначительные фрагменты говорят о том, что в творчестве Любима Агеева были еще необычайно сильны старые монументальные черты.

Прямая трансляция 23 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Никита Абросимов, Леонид Железный, Арсений Чубачин

Прямая трансляция 23 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Золотая эра джаза

Прямая трансляция 23 ноября, в 15:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Перед судом истории»

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть