ул. Тверская, 23
Оперные

Электротеатр «Станиславский»

В марте 1935 года была создана оперно-драматическая студия под началом К.С. Станиславского. Возглавляя МХАТ, мэтр искал новые возможности обучения и воспитания актеров. В студии он намеревался подытожить свой опыт и передать его студентам.

В каком-то смысле оперно-драматическая студия стала воплощением его идеи Академии — учебного заведения с несколькими направлениями, из которого выпускались бы не просто актеры, но целые коллективы, со своими режиссерами, художниками и даже директорами. Идея Станиславского импонировала молодой советской власти — ведь такие готовые театральные «бригады» можно было отправлять в любые уголки необъятной страны.

В результате отборочных просмотров и конкурса в драматический класс студии было принято 40 человек, в оперный — 20. Половина принятых — рабочие, колхозники, участники кружков художественной самодеятельности. Занятия начались в сентябре 1935-го года. «Всю свою энергию, весь полувековой накопленный опыт Константин Сергеевич щедро отдавал любимому детищу. И преподаватели, и студийцы говорили о студии, как о высшей школе художественной правды», — читаем в хронике театра. В мае 1938-го прошли экзамены. В присутствии Станиславского, Мейерхольда и других педагогов студийцы играли первый акт «Вишнёвого сада», первый и второй акты «Трёх сестёр» и первый акт пьесы «Дети Ванюшина». А в августе того же года Константин Сергеевич ушел из жизни. Оперно-драматическая студия была радостью его последних дней. Он говорил о том, что Художественный театр порядком застыл, хотя был когда-то создан именно на волне восстания против актерского штампа. «Надо было придумать что-нибудь такое, что бы их обеспокоило и заставило встряхнуться, — делился Станиславский своей заботой. — В студиях зарождалось то новое, что волновало публику. Студии двигали нас вперёд. Студия — вот моё оружие! Подождите, через два-три года эти молодые люди себя покажут»

После кончины Станиславского студию возглавил его ученик Михаил Кедров. Учебные спектакли обоих отделений — драматического и оперного — пользовались у московской публики огромным успехом. В годы войны молодой коллектив студийцев продолжал функционировать. Играли «Беду от нежного сердца» Сологуба, «Хозяйку гостиницы» Гольдони, оперетту Оффенбаха «Клодина». В апреле 1943-го состоялась премьера спектакля «День чудесных обманов» по комедии Шеридана. Особой популярностью пользовался спектакль Бориса Равенских «С любовью не шутят» по драме Кальдерона.

В 1946-м году студия была официально реорганизована в Оперно-драматический театр им. К. С. Станиславского, а в 1948-м оперное отделение было упразднено, коллектив был преобразован в драматический театр, которому присвоили имя его основателя. Этот год и принято считать годом рождения Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. С 2013 года носит название Электротеатр Станиславский.

В 1950-м году главным режиссером театра стал знаменитый мхатовец Михаил Яншин. Период его руководства недаром считают «золотым веком» театра им. Станиславского. В труппе появились молодые актеры-звезды: Евгений Урбанский, Ольга Бган, Елизавета Никищихина, Евгений Весник, Евгений Леонов. Попасть в театр в те годы было очень трудно, еще и потому, что на его сцене шли спектакли по произведениям Павла Когоута, Эдуардо де Филиппо, Брехта. Но такая репертуарная свобода не нравилась московскому управлению культуры, театр постоянно отражал нападки чиновников. В 1963-м власти закрыли постановку по пьесе Леонида Зорина «Палуба». После этого инцидента Яншин оставил пост худрука. Один за другим театр возглавляли режиссеры Борис Львов-Анохин и Алексей Попов. Последний привел в театр своих учеников, ныне известных режиссеров Иосифа Райхельгауза, Бориса Морозова и Анатолия Васильева. Спектакли Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека» и «Первый вариант «Вассы Железновой» — стали вехой в истории отечественного театра.

На протяжении 80-х театром руководил режиссер Александр Товстоногов. В соответствии с духом времени репертуар полнился острыми, злободневными спектаклями, заряженными социально и политически. «Былое и думы» по Герцену, «Шолом-Алейхема, 40» по пьесе Аркадия Ставицкого, «Собачье сердце» по Булгакову — хиты театра времен Перестройки.

С начала 1990-х и по сей день художественные руководители меняются довольно часто, а с ними меняются и концепции, репертуарные направления. Несколько лет в театре работал Владимир Мирзоев, он привел туда своих соратников — художника Павла Каплевича, актеров Максима Суханова, Владимира Скворцова, Сергея Маковецкого. Спектакли Мирзоева становились событиями, в них сложился и уникальный актерский ансамбль, и оригинальный стиль постановщика — вольное, озорное обращение с текстом, включение в ткань действа медитативных практик. «Хлестаков», «Тот этот свет» по пьесе Алексея Казанцева, шекспировская дилогия «Двенадцатая ночь» и «Укрощение строптивой» — эта яркая коллекция мирзоевских постановок привлекла к театру внимание зрителей и специалистов.

Автор программы обновления и художественный руководитель Электротеатра — Борис Юхананов, режиссер, теоретик театра и педагог, ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. В июле 2013 года Борис Юхананов возглавил театр по итогам конкурса на предложение концепции развития Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы.

Маленький принц
Электротеатр «Станиславский»
Мелодрама
1974
117 мин
Осиное гнездо
Электротеатр «Станиславский»
Комедия
1984
155 мин
Повесть об одной любви
Электротеатр «Станиславский»
Мелодрама
1979
134 мин
Продавец дождя
Электротеатр «Станиславский»
Мелодрама
1975
81 мин
Новоселье в старом доме
Электротеатр «Станиславский»
Драма
1988
171 мин
Взрослая дочь молодого человека
Электротеатр «Станиславский»
Драма
1990
101 мин
Улица Шолом-Алейхема, дом 40
Электротеатр «Станиславский»
Драма
1987
169 мин
Женитьба Белугина
Электротеатр «Станиславский»
Драма
1978
153 мин