Выставки

Выставка «Страницы истории судоходства по Оби»

Событие завершилось

Можно без особого преувеличения сказать, что первоначальное проникновение русского народа в Сибирь и её дальнейшая колонизация в ХVI — начале ХVII вв. проходили под знаком весла и паруса. Использование речных водных путей и прибрежного мореплавания придали освоению Сибири стремительный характер. Полуморские экспедиции на кочах, речные плавания на стругах, дощаниках и каюках были тем нервом, благодаря которому оказалось возможным проникновение частных промышленников и государевых казаков в самые глухие уголки западносибирской тайги и приполярной тундры. У истоков освоения зауральских земель стояли ушкуи новгородцев, казацкие струги Ермака и морские кочи жителей русского Севера, которые не позднее ХVI в. проложили нелегкий Мангазейский ход из Поморья в низовья Оби.

С середины ХІХ. деревянные парусные и гребные суда в бассейне Оби начинают заменяться пароходами. Первый пароход, перевозивший товары по Туре и Тоболу, был построен купцом Наумом Тюфиным в 1837 г. Он получил название «Основатель» и имел паровую машину мощностью в 50 л. с.

Главной магистралью грузопотока в Обском бассейне являлась линия Тюмень — Томск. Ежегодно в низовья Оби из Тобольска и Томска пароходы приводили на буксире до 30 барж. Осенью они шли обратно с продуктами рыболовства. В бассейне Оби и притоках её в 1865 г. насчитывалось 19 пароходов. Большинство пароходов были колёсные, с намертво плицами закреплёнными, поэтому колёса оказывались огромными.

Пароходовладельцы постепенно вводили новшества, которые диктовала эпоха. В 1893 г. впервые в Сибири на пароходах появилось электрическое освещение. Со следующего года на главных водных путях была введена сигнальная и судоходная обстановка, что значительно улучшило условия плавания. В 1897 г. обской капитан Иван Петрович Бусыгин составил лоцманскую карту по маршруту Тюмень — Сургут — Колпашево — Бийск.

Первый пассажирский пароход «Кормилец» появился в верховьях Оби в 1893 г., а в 1899 г. купец Е. Ельденштейн построил по американскому образцу пароход «Евгений», двухэтажный, отличающийся большой комфортабельностью.

Сведения предоставлены организацией Историко-художественный музейный комплекс г. Нефтеюганска и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна