Выставки

Выставка «С.М. Киров идет в окопы, чтобы прекратить национальную вражду ингушей и осетин»

Событие завершилось
12+

Картина, написанная художником Николаем Никодимовичем Яссиевичем в 1938 году по заказу Музея Революции, иллюстрирует уникальный исторический сюжет из истории Гражданской войны на Кавказе.

Год двадцатилетия начала Гражданской войны (1938) предполагал создание новых визуальных образов в музее, отражающих роль партии большевиков в ключевых периодах становления советского государства, в том числе и в вопросах разрешения межнациональных конфликтов. Музеем и художником был согласован сюжет картины, представляющий замирение горских народов и становление советской власти на Северном Кавказе. Какое же событие легло в основу сюжета картины и реалистичен ли образ, созданный художником?

Гражданская война на Северном Кавказе приобрела местный колорит — сказались существовавшие земельные, национальные и религиозные проблемы, завязанные в тугие узлы кавказскими войнами XIX века, усугубленные социально-экономическими противоречиями начала XX века. В одном из конфликтов, вспыхнувшем между осетинами из селения Ольгинское и ингушами из селения Базоркино в марте 1918 года, принимал участие Киров.

В феврале–марте 1918 г. в Пятигорске и Владикавказе проходил II Съезд народов Терека, аналог съездов Советов в других регионах России, на котором выступал и С.М. Киров, член партии большевиков. 10 марта 1918 г. к зданию, где заседал Съезд, подкатили арбы с трупами убитых в Ольгинском в сопровождении толпы осетин. Одновременно Осетинский национальный совет (один из органов власти, возникший после Революции и состоявший из осетинской националистической интеллигенции) направил жителям Базоркино телеграмму, угрожая вместе с казаками организовать наступление на село. Участники Съезда разъехались по сёлам в составе примирительных комиссий. Этот проходной эпизод впоследствии станет одним из опорных в биографии Кирова, ляжет в основу изобразительных полотен времен формирования культа советских вождей.

На картине безоружный Киров противостоит группе разъярённых вооруженных горцев. В правой руке Киров держит белый платок, знак перемирия, левой — останавливает враждующие стороны. Рядом лежит тело еще одного миротворца. Это — Султан Калабеков, балкарец, один из участников Съезда народов Терека. Согласно мемуарам, Киров и Калабеков шли по дороге Базоркино-Ольгинское, и шальная пуля насмерть сразила Калабекова, слегка задев и Кирова.

Эта картина была написана по заказу музея, что означает, что смыслы, заложенные в ней, идеологически выверены и однозначны. Если в прошлом царская (колониальная власть) не раз умиротворяла народы Кавказа при помощи казаков и армии, то советская власть (в этом и есть идеологический посыл картины) отправляет кавказским народам вестника новой жизни, большевистского вождя, вооруженного идеологией, которая принесет мир и благоденствие народам Кавказа. История показала, что в реальности в советский период межэтнические проблемы в кавказском регионе были приглушены, но не решены. С новой силой они вспыхнули на излете советской власти в конце ХХ века.

По свидетельству потомков художника, Николай Яссиевич давал картине другое название — «Киров в окопах под Владикавказом». Выставляемая картина — одна из немногих уцелевших довоенных работ художника. Во время войны снаряд попал в мастерскую Яссиевича в Институте живописи. Некоторые картины художника этого периода были изъяты и уничтожены в 1950-х гг., когда после смерти Сталина развернулась борьба против культа личности и тех, кто был с ним связан.

Николай Никодимович Яссиевич родился в 1902 году. В 1938 году с отличием окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (Академия художеств им. Репина). Учился в мастерской Исаака Бродского, которую после его смерти возглавил Борис Иогансон. С началом Великой Отечественной войны Яссиевич ушёл ополченцем на фронт, в 1943 году после контузии был комиссован. Н.Н. Яссиевич был секретарем партийной организации института, был лично знаком с Кировым, относился к нему с большой симпатией, создал целую галерею его образов. Умер художник в 1976 году.

Сведения предоставлены организацией Государственный музей политической истории России и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна