Опера «Риголетто»
В центре оперы — острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто — язвительного придворного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды. Эти контрастные характеры выпукло, с замечательным богатством психологических оттенков воплощены в музыке оперы.
Драматургия Гюго привлекла Дж. Верди яркими романтическими контрастами, бурным столкновением страстей, свободолюбивым пафосом, напряженным, динамичным развитием действия. Сюжет «Риголетто» Верди считал лучшим из всех, положенных им на музыку: «Здесь есть сильные ситуации, разнообразие, блеск, пафос. Все события обусловлены легкомысленным и пустым характером герцога; страхи Риголетто, страсть Джильды создают замечательные драматические эпизоды».
Теперь все так хорошо знают мелодии из «Риголетто» — La donna е mobile («Сердце красавицы»), квартет (Bella, figlia dell'amore — «О, красотка молодая») и другие, — что трудно себе представить, что когда-то они считались опасными и чересчур вольными. Тем не менее самые первые читатели либретто, — а это были венецианские цензоры, — нашли его столь непристойным, что настояли на ряде весьма существенных изменений.
В драме Гюго речь шла о Франциске I. Цензоров беспокоил тот нелестный облик, в котором представал реально существовавший французский король. Пришлось сделать некоторые изменения в либретто оперы. Место действия было перенесено в Италию; король был понижен в ранге и теперь стал герцогом. Имя шута (у Гюго — Трибуле) тоже было изменено на Риголетто. По этому имени, которое, как полагают некоторые, должно «проглатываться столь же легко, как суп или свежий хлеб», была и названа опера.