Экспозиция «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории (XIV–XVIII вв.)»
Экспозиция расположена в залах первого этажа Южного корпуса музейного комплекса «Конный двор». Ее экспонаты отражают основные этапы формирования архитектурного ансамбля Лавры в контексте наиболее ярких событий прошлого. Различные периоды в жизни памятников с документальной точностью воспроизводят серии объемных и графических реконструкций, расположенных во всех залах экспозиции. Большинство представленных материалов выполнено такими известными архитекторами как И.В. Трофимов, В.И. Балдин, А.Г. Устинов, Б.Д. Комаров и др., в течение многих лет занимавшихся восстановлением, реставрацией и консервацией памятников Троице-Сергиевой лавры.
Первый зал экспозиции представляет начальный период формирования архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря в ХIV–ХV вв. и превращение последнего в одного из крупных хозяйственников ХVI века. Основанная в 40-х гг. XIV века Троицкая обитель сыграла огромную роль в становлении московского государства, а образ Преподобного Сергия Радонежского, основателя и первоигумена монастыря стал символом русской духовности, патриотизма и национального единения. Макеты монастыря различных эпох позволяют реально ощутить масштаб и пленительную красоту обители, в сооружении зданий которой принимали участие выдающиеся мастера. С XIV века иноками обители велась переписка книг и икон, деловая переписка, что позволило Троицкому монастырю стать одним из наиболее значимых центров древнерусской культуры. В экспозиции представлены материалы по истории книжного дела: рукописи, древние книги, иконы, письменные принадлежности. В начале XV века в монастыре работал выдающийся древнерусский писатель Епифаний Премудрый, автор Жития Преподобного Сергия. К XVI веку в Троице-Сергиевом монастыре сложилась обширная библиотека, и сформировался значительный монастырский архив.
Второй зал экспозиции показывает развитие монастырского ансамбля в ХVI–XVII вв, процесс превращения его в мощную крепость, которой в Смутное время в 1608–1610 гг. суждено было выдержать 16-месячную осаду польско-литовских интервентов. Благодаря стойкости своих защитников монастырь явил собой подлинный пример мужества для всего московского государства, став единственной в стране обителью, которую не удалось покорить неприятелю. О героизме защитников монастыря в период осады рассказывают разнообразные экспонаты: документы, портреты участников событий, произведения живописи и графики, реконструирующие различные эпизоды «троицкого сидения». После осады в монастырь стали поступать значительные пожертвования, позволившие достаточно быстро восстановить и заново украсить обитель.
Третий зал экспозиции представляет завершающий этап в формировании монастырского ансамбля в XVIII–XIX вв. и отражение вкусов Нового времени в его облике. Значение Троице-Сергиева монастыря было официально закреплено присвоением ему специальным указом императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году высшего титула — «лавры», что еще больше подчеркнуло его главенствующую роль среди других монастырей. Славу монастыря в XVIII столетии приумножила деятельность его настоятеля, митрополита Платона (Левшина), портрет которого можно увидеть в экспозиции. На протяжении XVIII–XIX вв. многие древние сооружения Троице-Сергиевой лавры были перестроены в соответствии с новыми вкусами: к храмам добавлялись пристройки, крепостные стены и многие башни приспосабливались под жилье, произвольно менялась окраска фасадов. С организацией музея в 1920 году на территории Лавры широко развернулись восстановительные и реставрационные работы. Материалы, представленные в экспозиции, позволяют полнее раскрыть роль и значение Троице-Сергиева монастыря в политической и культурной жизни России, понять величавую и неповторимую красоту его архитектурного ансамбля.