Выставки

Выставка «Образ Николы Чудотворца в старообрядческой культуре»

Событие завершилось

В рамках сотрудничества с Ульяновской старообрядческой Поморской общиной Древлеправославной Поморской церкви в музее «Симбирские типографии» открывается выставка, посвящённая самому почитаемому святителю на Руси со времен принятия христианства — Святителю Николаю Чудотворцу.

Николай Чудотворец, а в большинстве легенд — Никола Угодник, Никола Заступник, Никола Милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник», почитался как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, упырей и прочей нечисти. Его заступничество считалось в народе наиболее надёжным, а молитвы к небу — наиболее доходчивыми.

На выставке представлены иконы ХVII–ХХ вв. и медная пластика с изображениями Святителя Николы Чудотворца. Существует развитая иконография этого святого. Появление новых образов связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. В экспозиции представлены наиболее известные иконографические типы: поясные, оплечные и житейные.

Древнейшими и самыми распространёнными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. С ХІІІ в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII — начала XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев, которые изображали Николая Угодника с раскрытым Евангелием и благословляющим двуперстием.

Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца ХV в., а в Византии — значительно раньше. Они возникли как сокращённый вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в ХІХ в., — у старообрядцев.

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с XIII — начала XIV вв. Кроме того, представленные иконы относятся к различным старообрядческим иконописным школам: Ветковской, Невьянской, Поморской, Уральской, Сызранской.

Сведения предоставлены организацией Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна