« Почему мы учим детей в музыкальной школе?»

Событие завершилось
6+
Музыкальная школа. Зачем это вам? Насколько необходима вашему ребёнку музыкальная школа? Обучение музыке испокон веку считалось самым дорогим и элитным видом образования: во-первых, это всегда индивидуальное обучение, во-вторых, сам предмет изучения тонкий, изысканный, требует наличия у человека особых данных, в некотором роде богоизбранности. Такое образование получали потомки правителей, дети аристократов, дворян. В дореволюционной России это образование являлось необходимым атрибутом воспитания в культурной среде общества.Безусловно, история знала и бедных уличных музыкантов из низшего сословия, но в любом случае, для такого рода деятельности всегда требовалось наличие «дара Божьего», выделявшего этих людей из окружения себе подобных.Во время игры на музыкальном инструменте мозг сталкивается с непривычной для него активностью обеих полушарий. Соответственно, IQ у музыкантов как правило бывает выше, чем у тех, кто не получил музыкальное образование. Данный феномен привлёк внимание учёных и, в результате экспериментов, выяснилось, что мозг детей, занимавшихся музыкой, приобретает интересные особенности даже на физическом уровне.Исследования нейробиологов и физиологов (медицинская школа Гарварда) подтвердили, что у детей, которые занимались на музыкальных инструментах в течение 15 месяцев более 2,5 часов в неделю, объём мозолистого тела головного мозга увеличился на 25%. В то время как мозг остальных детей, которые были лишены музыкальных занятий, никаких изменений не претерпел.Более того, по утверждению учёных из университета Канзаса (США), занятия музыкой помогает создать альтернативные нейронные связи в мозге, которые способны компенсировать возрастное ухудшение познавательных функций.Как вам такие выводы? По-моему, это очень круто! Однако у нас, преподавателей музыки, эти подтверждения не вызывают особого удивления. Мы и без экспериментов учёных знали это всю жизнь.Только представьте себе, что ваш ребёнок во время исполнения музыкального произведения должен успеть: 1) правильно прочитать все ноты, причём в двух ключах одновременно, то есть одно и то же изображение нот для правой и левой руки будет обозначать абсолютно разные клавиши; 2) правильно расшифровать ритмический рисунок; 3) каждую клавишу взять именно тем пальцем, который указан в нотах, без выполнения этого требования ничего не получится; 4) воспроизвести все динамические оттенки (тише — громче); 5) выполнить точно все указанные штрихи (способы артикуляции); 6) не забыть в нужных местах сделать небольшие отклонения от метро-ритма, чтобы исполнение носило характер естественной импровизации; 7) при этом чисто педализировать правой, а там, где это необходимо, добавлять краску левой педалью; 8) справиться со всеми техническими трудностями и добиться нужного темпа; 9) успевать вспоминать текст в этом выбранном темпе с необходимой скоростью, чтобы не возникало остановок и запинок во время игры (высокая концентрация внимания); 10) максимум технических задач перевести в автоматический режим, чтобы во время исполнения целиком погрузиться в музыку, создавая художественный образ. Суметь выразить эпоху и стиль исполняемой музыки.И это ещё не полный список задач, которые стоят перед исполнителем.Как думаете, какими способностями и навыками должен обладать человек, чтобы успешно со всем этим справляться? Меня всегда удивляет и радует тот факт, что находятся дети, обладающие полным комплектом всех этих данных: ведь если из цепочки выпадает хотя бы одно звено — она просто разорвётся.Занятие музыкой воспитывает такие свойства личности, как трудоспособность, силу воли, способность к длительной концентрации внимания, творческое мышление, высокую скорость реакции, развитую эмоциональную сферу, красивую речь, координацию, логику, значительный объём памяти, да всего и не перечислить… Все эти качества позволят вашему ребёнку, чем бы он ни занимался в дальнейшем, выгодно отличаться от своего окружения и достигать значительно больших результатов в любой выбранной сфере деятельности.Возможно, у кого-то возникнут возражения типа «потерянного детства», но любой разумный учитель музыки обязательно «пропишет» вашему ребёнку какой-либо вид двигательной активности для компенсации многочасовых сидений за инструментом. Так что детская беготня и игры в футбол не отменяются, а гармонично вписываются в тщательно продуманный распорядок дня ребёнка.Мне остаётся только пожалеть, что ни одна страна в мире не в состоянии позволить себе такой роскоши, как обязательное начальное музыкальное образование для всех детей. Слишком дорогое удовольствие. Поэтому и остаётся оно уделом избранных.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна