Выставки

Выставка «Художники театра. 100 лет театрально-декорационному искусству Саратова»

Событие завершилось

Саратов — город с давними художественными традициями. Первый в России общедоступный художественный музей — Радищевский — и Боголюбовское рисовальное училище стали центром художественной жизни Поволжья и воспитали не одно поколение художников. Мировую известность приобрели имена Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Александра Матвеева и других, объединённых понятием «саратовская школа». Славную 200-летнюю историю имеет и театр в Саратове. На сцене обоих саратовских театров в конце XIX — начале XX вв. играли Николай Рыбаков и Александр Бантышев. В течение трёх сезонов /1897-1900/ на саратовской сцене блистал Василий Качалов.

Это первая подобная экспозиция из российских регионов, представленная в Москве. Широкий временной охват выставки даёт возможность вспомнить лучшие спектакли в оформлении театральных художников, показать стиль работы в разных театральных жанрах, начиная с эскизов костюмов и декораций столетней давности. Это позволяет продемонстрировать необыкновенное многообразие произведений театрально-декорационного искусства, которые были созданы, а ныне хранятся в Саратове. Каждый из представленных на выставке художников сумел создать запоминающиеся образы, находя для спектаклей свои приёмы: острая и выразительная пластика соседствует с причудливыми росчерками и грубоватой лубочностью, классическое решение — с авангардным.

У истоков авангарда в Саратове стояли Николай Симон и Валентин Юстицкий. По их инициативе в городе было создано Общество художников нового искусства, а с подачи Юстицкого — синтетический театр «ПОЭХМА» с элементами цирка, эстрады, музыки, с постоянными выставками в фойе. Культурным расцветом начала двадцатых годов XX в. город во многом обязан их энергии и разностороннему таланту.

Если работы Юстицкого хранятся во многих крупных музеях и частных коллекциях и известна большая часть его обширного творческого наследия, то эскизы Симона сохранились в очень небольшом объёме, а его имя до недавнего момента было известно только узкому кругу специалистов-музейщиков.

На выставке представлены работы прекрасного художника Николая Глинского, человека удивительной судьбы. Именно ему Фёдор Шаляпин, находившийся под огромным впечатлением от его декораций к спектаклю в Софии в 1934 г., подписал свою фотографию: «Брависсимо, милейший господин Глинский! Смотрел Ваши эскизы — превосходная работа! Браво!» Он учился у Константина Коровина, а позднее — на декоративном отделении Болгарской Академии Художеств. С 1956 по 1963 гг. Глинский работал главным художником Саратовского театра драмы имени Карла Маркса, где оформил двадцать шесть постановок. Среди них русская классика, пьесы зарубежных писателей и другие. Он сотрудничал с Саратовским театром оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского и Театром юного зрителя.

Посетители также увидят замечательные работы Николая Архангельского и наиболее известные из них — к спектаклю «Аленький цветочек», который по сей день идёт на сцене Саратовского ТЮЗа, выдержав более 1400 постановок. Декорации к спектаклю восстановлены по эскизам и чертежам Архангельского.

Ещё один герой выставки — Юрий Наместников. Автор эскизов к постановкам «Кабала святош», «Ромео и Джульетта», «Женитьба» считает себя преемником традиций саратовской живописной школы со своими законами и принципами, классическими и консервативными. По словам художника, традиции школы — необходимое условие для желающих овладеть профессией, а потом, опираясь на крепкий фундамент, искать своё и идти на эксперименты. Именно это помогает классическому драматическому театру обретать стильное, новаторски изысканное, живое и современное лицо.

Для создания специфики театрального мира в экспозицию введены фрагменты макетов декораций, эскизы костюмов, куклы — герои спектаклей, афиши и произведения живописи.

Работы для экспозиции предоставили:
— Саратовский областной музей краеведения;
— Саратовский академический театр оперы и балета;
— Саратовский государственный академический театр драмы им. И.А. Слонова;
— Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва;
— Саратовский областной театр оперетты;
— Саратовский театр кукол «Теремок»;
— Балашовский драматический театр;
— Балаковский драматический театр им. Е.А. Лебедева;
— Драматический театр города Вольска;
— Театр Теней;
— Театр ATX;
— Михаил Гаврюшов, частный коллекционер.

Сведения предоставлены организацией Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна