Открытая лекция Григория Пантиелева «Семантика балетов Чайковского» (к 180-летию П. И. Чайковского)

Событие завершилось
12+

Традиционно музыку балетов Чайковского изучают музыковеды, их хореографию изучают балетоведы. Но ничто не препятствует рассмотреть результат постановок как Gesamtkunstwerk («цельное художественное произведение»). Книги Акима Волынского и Любови Блок позволяют заглянуть в особый мир, где думают ногами и говорят руками, где выворотность и полетность выражают душу, а музыка дает язык телесно оформленному чувству.

При таком подходе изменяется хронология осуществления балетов Чайковского: «Спящая красавица» (1890) объединяет трогательную сказку и имперско-пышный дивертисмент и остается практически неизменной в истории постановок. Это классический и исходный образец жанра. «Щелкунчик» (1892) не нашел пока адекватного хореографического решения и обречен на неисчислимые поиски новых постановочных идей, так как детальность музыкального языка-жеста превысила возможности классического балета. «Лебединое озеро» (1895) находится на пути от классического балета к хореодраме.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна