Открытая лекция Григория Пантиелева «Семантика балетов Чайковского» (к 180-летию П. И. Чайковского)
Традиционно музыку балетов Чайковского изучают музыковеды, их хореографию изучают балетоведы. Но ничто не препятствует рассмотреть результат постановок как Gesamtkunstwerk («цельное художественное произведение»). Книги Акима Волынского и Любови Блок позволяют заглянуть в особый мир, где думают ногами и говорят руками, где выворотность и полетность выражают душу, а музыка дает язык телесно оформленному чувству.
При таком подходе изменяется хронология осуществления балетов Чайковского: «Спящая красавица» (1890) объединяет трогательную сказку и имперско-пышный дивертисмент и остается практически неизменной в истории постановок. Это классический и исходный образец жанра. «Щелкунчик» (1892) не нашел пока адекватного хореографического решения и обречен на неисчислимые поиски новых постановочных идей, так как детальность музыкального языка-жеста превысила возможности классического балета. «Лебединое озеро» (1895) находится на пути от классического балета к хореодраме.