Выставки

Выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века»

Событие завершилось

В экспозиции представлено более 65 живописных и графических работ двух десятков художников от 1910-х до 1940-х годов, которые в разные периоды истории и по-разному были связаны со  Средней Азией. Художники объединения «Голубая роза» лишь одна из глав хроники «паломничества в страну Востока» передового отечественного искусства. Основные этапы этого почти полувекового путешествия и пытается восстановить выставка, не претендуя на академическую полноту, зато стремясь подчеркнуть индивидуальность каждого автора, его верность себе и одновременно вольную или невольную отзывчивость на требования времени.

Средняя Азия для русских художников первой половины прошлого века мифический край, повод для вдохновения, а иногда просто игра воображения. Например, член общества «Бубновый валет»  Илья Машков вообще никогда там не был, а его коллега Аристарх Лентулов добрался только до Крыма, что не мешало одному писать пряные восточные натюрморты, а другому мечети и старые ханские дворцы. А если кто и доезжал до «Самаркандии» (если вспомнить название путевых заметок Кузьмы Петрова-Водкина, еще одного знаменитого героя проекта), то яркий солнечный свет, сумасшедшие краски икатов и затейливые орнаменты сюзане, космический силуэт Шахи-Зинда и каллиграфия Корана никого не оставляли равнодушными.

Средняя Азия была отдушиной не только для авангардистов, но и для традиционалистов, бежавших от плена советского официоза. Нынешняя выставка практически возвращает из небытия тончайшего живописца и графика, представителя «московской школы» Льва Крамаренко и его жену Ирину Жданко. Бытовые зарисовки, сделанные ими во время официальных поездок 1930-х годов и в трагической, стоившей Крамаренко жизни эвакуации в начале 40-х, не претендуют на новаторство, но отличаются тончайшим профессионализмом и свидетельствуют о зоркости глаза. Равно как и работы русского сезанниста Роберта Фалька, также созданные в эвакуации. На нынешней выставке даже соцреалист Семен Чуйков с его «Мальчиком с рыбой» (1924) кажется немецким экспрессионистом.

Восток будоражил, вдохновлял, преображал русское искусство. Его магию и энергию пытались разгадать и зафиксировать отечественные художники. А вслед за ними нынешняя выставка.

Сведения предоставлены организацией Российский музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна